Однажды на машине возвращались из Олонца в Петрозаводск. Посредине пути оказалось, что пробито колесо. Хорошо, что мы уже въехали в одну карельскую деревню. Остановились на обочине возле забора деревенского дома. Наш водитель полез доставать инструмент. Запасное колесо, как назло, накануне тоже было пробито.
Увидев нашу возню у калитки, из дома вышел хозяин, подошел ближе, спросил: «Нужна ли помощь?»
Наш водитель, раздосадованный произошедшим, в сердцах грубо ответил, чтобы тот не мешал и шел куда подальше.
Мы с товарищем, постарались смягчить грубый ответ водителя:
- Извините, второе колесо за день пробили, поэтому водитель так и нервничает.
Местный житель, карел, оказался очень отзывчивым человеком. Принес свой инструмент. У него было все необходимое для того, чтобы заклеить лопнувший баллон и, главное, был насос, которого у нашего водителя не оказалось.
Хозяин дома, возле которого мы стояли, помог полностью восстановить колесо, причем совершенно безвозмездно, а за свою помощь не взял ни копейки.
Мы сердечно его поблагодарили за помощь, и, когда отъехали, я сказал водителю:
- Видишь, без помощи этого человека мы бы там загорали еще долго, так как сами не смогли бы так быстро отремонтировать лопнувшее колесо, а ты поначалу с ним стал разговаривать чуть ли не матом.
- Не люблю, когда что-нибудь ремонтируешь в машине, как сразу находятся праздные советчики, дающие под руку всякие глупые советы, - насупившись, ответил водитель.
Как правило, в сельской глубинке люди легко соглашаются помочь другому человеку в любой трудной жизненной ситуации, не требуя за это никакого денежного вознаграждения.
Наверное, это связано с тем, что вдали от городской цивилизации, без помощи других людей — соседей, односельчан - прожить трудно. Только взаимопомощь помогает выжить в местах, где нет нормальных магазинов, медицинской помощи, аптеки и много другого.
Но чем ближе к большому городу, тем прижимистей становятся люди. Увы, но такие выводы сделал я из того случая.