Для поездок в Ангкор мы нашли водителя (три дня, 25 долларов за день, умотаешься по храмам за эти деньги так, что захочется заплатить еще, лишь бы вернули в гостиницу). Водитель по имени Робен вежлив, внимателен, хорошо говорит по английски (редкость здесь), тук-тук (мотоцикл с каретой) годный. Тукеров в Сиемреапе на каждом углу, за туриста сражаются, выживают сильнейшие. Робена спасает английский. На второй день я спросила его, в каких условиях он живет и как выучил язык. И Робена понесло. Он переехал в город из деревни, снимает комнату на всю семью. Жена, двое детей-школьников, мать, сестра и брат. В одной комнате все не помещаются, Робен спит за дверью на улице. Он — единственный кормилец семьи, чтобы всех содержать, возит туристов по Ангкор-Вату или таксует на улице без выходных. В школе Робен не учился, в его деревне ее не было, а отправить его в город у матери не было возможности. Образование Робен получил в пагоде, это пять километров от деревни. Он туда ездил каждый день на велосипеде. Чтению, письму и, удивительно, английскому, мальчика обучал монах. Учебников по английскому у Робена не было, но было радио с американской волной. Он просыпался в четыре утра, включал радио, выписывал на листочек новые английские слова (как слышу, так пишу), потом ехал на уроки к монаху и тот объяснял ему, чего он навыписывал.
Отец рано ушел из семьи, но никто не расстроился, без него стало лучше. Отец пропивал деньги, колотил мать. Однажды пропил велосипед Робена, и с тех пор он ходил в пагоду пешком. Когда подрос и закончил учебу, уехал в город на заработки. Работу в Камбодже попробуй найди. Робен говорит, что он натурально падал в ноги работодателям, умоляя взять его кем угодно. Когда смог устроиться в отель на ресепшн, был счастлив. Там он практиковал английский, стал изучать историю Камбоджи. Купил подержанный мотоцикл, в свободное время таксовал. Накопил денег на тук-тук и начал иногда возить туристов за город.
У Робена не было смартфона, о заказах ему сообщали по телефону. Иностранцы просили англоговорящего водителя, Робен был незаменим. В общем, через несколько лет Робен смог купить смартфон, зарегистрировал себя на tripadviser, завел Instagram. И смог перевезти в Сиемреап семью. Его заработка не хватает на отдых, он пока не может купить новый мотоцикл или снять квартиру, каждый день думает о том, как отложить денег детям на учебу (мечтает, что дети поступят в университет в Пномпене, это дорого). "Я прожил тяжелую жизнь и счастлив, что сейчас могу заботиться о своей семье. Спасибо, что выслушали мою историю", - сказал Робен и сложил руки в поклоне. И я простила ему ресторан посреди грязной речки с сонными крокодилами, который за два часа до он выдал за плавучую деревню за отдельную плату. Понятия не имею, что из рассказанного выдумка (и все ли я верно поняла, азиатский акцент это нечто), но, даже если что-то и сторителлинг, я больше не буду ныть о том, что у меня нет денег на языковые курсы.
Реклама «7x7». Мастерская изготавливает и устанавливает изделия из мрамора, гранита, оникса, травертина, кварцита, а также кварцевых и мраморных агломератов, столешницы из искусственного камня.