Мыши, как известно, бывают разные. Полевки, домовые мыши, лабораторные белые мыши и даже мыши летучие. Восточный календарь не предписывает нам, год какой именно мыши мы будем встречать через несколько дней, что дает нашим властям бесподобный простор для фантазий.
Многие ярославцы были немало удивлены видом мышей, которые в преддверии нового года появились на площади Юности. При всем многообразии видов этих животных, такими роскошными ушами не обладает ни один из них. Художник явно вдохновлялся в своей работе образом Чебурашки, которого в китайском календаре вовсе не упоминается. Но до поры до времени эти два макета млекопитающих были только объектом более или менее смешных шуток. И даже стали становиться некоторым брендом если не Ярославля, то ярославского Нового года.
Все изменилось в ночь с шестнадцатое на семнадцатое декабря, когда на Ярославль обрушился довольно сильный ветер. Не ураган, конечно: все обошлось парой оборванных кабелей, несколькими упавшими деревьями и обломанными ветками тополей. Правда, ветер свалил и мышей. Обоих, причем когда патриотично настроенные ярославцы решили вернуть их на место, выяснилось, что это не так-то просто. Весил каждый грызун более центнера, а к постаменту крепился всего двумя болтами на восемь миллиметров и пластиковыми хомутами. Сразу возник вопрос: а если бы под постаментом в момент падения находился человек? Да, не дай Бог, ребенок?
И вот тут во весь рост встает вопрос: а как собственно, это чудо оказалось на центральной площади? Кто-то же утверждал его внешний вид, конструкцию, материал, в конце концов? Вряд ли этим занимались федеральные или областные власти – масштаб не тот. Это уровень городской власти – и это, нужно признать, очень низкий уровень. Понятно, почему мэр Ярославля снова сделал вид: «я не я – и мыша не моя»: скульптуры втихаря убрали с площади и сделали вид, что ничего не произошло.
Тут бы конечно главе города и высказаться: указать виновного, вынести соответствующее взыскание, объяснить, что год мыши не пройдет без символа – и новый вариант уже в производстве. Но нет – тишь, гладь и божья благодать. А кто в нашем городе за все в ответе? По нашему Уставу — мэр города, так как он обеспечивает осуществление органами городского самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Следовательно, если мыши упали, виноват точно не кот и не ветер.
И бог с ним, что высшее юридическое образование дает педагогический Вуз. Но мы часто слышим об отличном средне-специальном образовании. Вот, например мастер кожевенного производства. «По умолчанию» должен был бы знать, что площадь определяет парусность предмета. И мыши с таким ушами даже не при самом сильном ветре запросто становятся летучими. И что при изготовлении из металла летать они могут только с высоты – вниз. С ускорением свободного падения, которое составляет – без учета сопротивления воздуха – 9.81 метра в секунду за секунду. И это уже программа средней школы.
Эта история с мышами-чебурашками не столько смешна, сколько показательна. К примеру, мы не знаем, сколько стоил каждый из грызунов, которых сначала изготовили на бюджетные деньги, затем – уронили с постамента, а потом и вовсе увезли в неизвестном направлении. Но предположить можем – недавно во Владивостоке на центральной площади некий лихач сбил аналогичную скульптуру (уши, надо признать, у той мыши были вполне адекватные – в приморском городе Владивостоке власть понимает, что такое сильный ветер). Так этому горе-автомобилисту выставили счет на 677 тысяч рублей. Ярославская власть не распространялась на предмет того, во что обошлась каждая из мышей, но не могут не возникать смутные сомнения: а не получается ли так, что Ярославль встретит Новый год не только без его символа, но и без средств, которые на него были потрачены?