Сегодня на суде у Katya Muranova, которую обвиняют в оправдании терроризма за несколько постов в сети ВКонтакте, меня не покидало чувство, что я участвую в какой-то современной постановке комедии фарса.
Три серьезных на вид мужчины сидят перед хрупкой маленькой Катей и спрашивают у 18-летних студентов, как именно они засвидетельствовали факт того, что подсудимая писала комментарий про Михаила Жлобицкого. Большинство из них этого не помнят, они вообще мало что помнят, что происходило год назад в их безмятежной студенческой жизни. Как-то все совершенно случайно они оказываются студентами Российской правовой академии, которые частенько проходят практику в местном ФСБ или МВД. Возможно, поэтому в их речи проскальзывают выражения: "Я сразу понял, что этой фразой она оправдывает терроризм". (Ну да. Вот я пять лет на филфаке отучилась, я бы вообще не смогла бы подумать, что в тех четырех словах кто-то оправдывает кого-то, а он сразу понял). Ну, или вот девушка Настя Полякова как только почитала комментарий, так удивилась, так удивилась, что сразу сообщила об этом "своему знакомому из ФСБ". Я обычно от удивления сразу мужа дергаю или просто громко кричу, а нынешняя молодежь сразу куда надо об удивлении сообщает.
И вот они все говорят, прокурор с серьезным лицом задает вопросы, судьи слушают, Катя нервничает, журналисты и зрители сопереживают. Пять часов взрослые люди за неделю до Нового года серьезно обсуждают, в чем же был смысл этих слов девушки из карельской провинции. А потом выходит серьезный дядя из Центра Э Медвежьегорска, который тоже оказался свидетелем в суде, и говорит: "У нас в Карелии 90% дел по терроризму - это посты в соцсетях". И вроде бы всем становится все ясно. И вроде бы на этих словах нужно просто всем встать и пойти водить хоровод вокруг красивой елки в холле суда. Но нет, никто не скидывает маски, все продолжают дышать спертым воздухом в зале №2, где не работает кондиционер, и заседание продолжается.
И завтра наступит кульминация, а возможно, и сразу развязка. Приходите в 11:00 в Верховный суд. И захватите мандарины что ли. Хоть как-то сделаем эту обстановку повеселее.