После того как страшный пожар 31 мая 1843 года уничтожил старинный Введенский монастырь в начале улицы Болховской, его не стали восстанавливать на прежнем месте, а перенесли на новое - в район торговой Курской площади. Там монастырь существует и поныне. На старом же «погорелом» месте остались только руины Введенского собора. К началу 1860-х его восстановили, а вместо сгоревших келий возвели трехэтажное каменное здание. Первоначально оно предназначалось под «приют для бедных девиц духовного сословия». В 1869 году на его базе открылось Орловское епархиальное женское училище - заведение для образования дочерей православного духовенства. По первоначальному замыслу в нем должны были готовить будущих «матушек» - жен для орловских священников, или, как тогда писали, «приготовить женщину как человека смыслящего и благонравного, как разумную жену, примерную мать и образцовую хозяйку».
Но на практике вышло немного иначе, и заведение не было чисто сословным. В нем за небольшую плату могли обучаться не только дочери священников, но и девицы из других сословий. А многие воспитанницы епархиального училища пополняли ряды женщин-учительниц в Орловской губернии. Бесплатно в училище принимались только сироты местного духовенства и дочери беднейших священников. Им полагались бесплатное питание и одежда, которая «должна быть приличной и соответствующей временам года». Выпускницы, которым предстояло работать учительницами, обеспечивались новой и добротной одеждой, соответствующей их возрасту и положению в обществе. Так, к примеру, в 1890 году такой выпускной набор состоял из платья, двух черных фартуков, пары полусапожек и калош, шубки и теплого платка.
Помимо главного здания училища в комплекс его построек входили оставшаяся от монастыря каменная двухэтажная Введенская церковь и еще несколько флигелей. При училище были сад и огород.
Внутри основного здания располагались классы, спальни, больница и квартиры для начальницы и некоторых педагогов. Здание неоднократно расширялось и достраивалось, к началу ХХ века заняв заметную часть территории бывшего монастыря. Спрос на образование, в том числе женское, в те годы был очень велик.
Срок обучения в епархиальном училище менялся на протяжении его истории и к началу ХХ века увеличился от первоначальных двух лет до шести. Планы открыть седьмой специальный класс «для лучшей практической подготовки воспитанниц к учительской деятельности» так и не были осуществлены.
Воспитанницы заведения изучали обязательные предметы: закон божий, священную историю, катехизис, объяснение богослужения, всеобщую и русскую историю церкви, русский язык, арифметику и общие основы геометрии, географию, историю, основы физики, педагогику, чистописание и церковное пение. Необязательными предметами считались музыка, рисование и иностранные новейшие языки (немецкий и французский), но, по желанию родителей, девочки могли изучать эти предметы за дополнительную плату во внеурочное время. После уроков также проводилось обучение кройке и шитью, вязанию и домашнему рукоделию.
По окончании полного курса в женском епархиальном училище воспитанницы сдавали экзамены и получали аттестат, в котором было записано, что выпускница имеет право на звание домашней учительницы.
Орловское женское епархиальное училище просуществовало 49 лет и было закрыто в 1918 году. По некоторым сведениям, в его здании первые годы размещалась 6-я советская школа. Но орловский историк А.Ю. Саран в своей книге «Как пойдешь по Болховской» приводит другие данные - об обосновавшемся там в феврале 1918-го штабе по охране порядка, возглавляемом прибывшим из Курска комиссаром И.П. Сухоносовым. Штаб этот, правда, названия своего не оправдал - не прошло и месяца, как у курского «варяга» возник конфликт с местными красными отрядами, вылившийся сначала в перестрелку, а потом в обстрел из артиллерии здания бывшего училища и Введенской церкви. В ходе обстрела был пробит купол храма и немного пострадало основное здание. Зная эту историю, по-особому начинаешь смотреть на расположенный неподалеку от места событий столетней давности сквер Артиллеристов. Все происшедшее тогда в Орле позднее назвали «сухоносовщиной» и первым контрреволюционным восстанием на Орловщине.
С начала 1920-х на территории бывшего училища разместилась обувная фабрика имени III Коминтерна, перевезенная в Орел из Рязани. Во Введенском храме сначала был клуб, а с1930-х складировали кожу для пошива обуви. В ночь со 2 на 3 октября 1941 года храм-склад сожгли комсомольцы Савинов и Александров, не хотевшие оставлять врагу запасы кожи для пошива обуви. Оба диверсанта были пойманы и убиты фашистами. А фабрика продолжила работу и в оккупацию, занимаясь производством сапог и валенок.
После освобождения Орла в 1943 году ее переименовали в фабрику индивидуального пошива и заметно расширили производство. Остатки сгоревшего Введенского храма сохранялись на ее территории до начала 1950-х, а потом были разобраны. Сама же фабрика просуществовала на старом монастырском месте до начала 1960-х. В 1963 году все здания бывшего епархиального училища и новые производственные цеха были снесены. На их месте была построена типография «Труд». Часть монастырской территории, где во времена училища располагался сад, в 1971 году поглотил Тургеневский мост.
Глядя на четырехэтажную коробку типографии «Труд», значительная часть помещений которой сейчас пустует, трудно поверить, что здесь когда-то был женский монастырь, возвышалось красивое здание церкви с шатровой колокольней, а потом учились и жили юные барышни в белых фартуках и платьях в пол.
Но кажется, что пройдет еще одна волна времени, и здесь снова все изменится, как бывало уже много раз на протяжении столетий. Такое уж это место - особое.