Необычный памятник А. И. Герцену украшает улицу, названную его именем. Создавался он как своеобразный подарок библиотеке им. А. И. Герцена к 110-летию ее основания, 135-летию со дня рождения А. И. Герцена и 30-летию с момента Октябрьской революции. В 1947 г. как раз совпали все три важнейшие даты.
Многие моменты в истории памятника «задумчивому Герцену» до сих пор неизвестны. Изначально существовало несколько мнений, на каком месте ставить памятник и каким должен быть образ А. И. Герцена. Кировский горсовет выступал за установку памятника на углу улиц Герцена и Ленина, недалеко от места, где жил Герцен. Сначала выдвигались идеи запечатлеть Герцена в молодые годы, но затем было решено изобразить «общеизвестный портрет Герцена-мыслителя». Схожую с горсоветом позицию занял городской архитектор Н. И. Козлов, который считал, что памятник на улице Ленина будет на видном месте и станет украшением города, а не одной библиотеки. Были также предложения установить бюст молодому А. И. Герцену на Театральной площади напротив здания облисполкома. Директор библиотеки К. М. Войханская заняла последовательную позицию, что лучшее место для памятника — в саду библиотеки.
К.М. Войханская, 1970-е годы.
Администрация библиотеки обратилась с просьбой разработать проект к товариществу «Кировский художник», которое поручило выполнить работу скульптору Вадиму Сергеевичу Рязанцеву. Он окончил художественное отделение Кировского педагогического училища, воевал на фронтах Великой Отечественной войны, участвовал в боевых действиях против Японии. Художник Инна Широкова вспоминала, что скульптор был тяжело ранен в ногу и ходил, прихрамывая. У него была большая семья – семеро детей. Искусствовед К. П. Анисова отмечала, что выбор Рязанцева в качестве скульптора бюста Герцену не был случаен, «в тот памятный год Рязанцеву минуло только 35, но за его спиной был уже большой и трудный жизненный опыт», а также ряд талантливо выполненных работ, положительно оцененных в мире искусства . Коллегой Рязанцева при создании памятника стал архитектор Н. И. Козлов. По его мнению, любой памятник являлся «как бы воплощением рассказа о каком-то историческом событии или человеке, которому памятник посвящён». Целью Козлова в случае с установкой памятника А. И. Герцену была, в первую очередь, удачно расположить скульптуру в окружающем пространстве.
Скульптор В. С. Рязанцев
В. С. Рязанцев при работе над бюстом А. И. Герцена столкнулся с неожиданными бытовыми трудностями: не было подходящей мастерской, приходилось работать в подвальном помещении на ул. Московской, д. 15. В какой-то момент под тяжестью скульптуры пол начал проваливаться, потолок был укреплен подпорками. На заводе имени Лепсе, где отливали портрет Герцена, цеховые мастера составили специальный рецепт металла, который не ржавел. При отливке материал дал неожиданный эффект — блеск на выпуклых местах, что придало скульптуре большую художественную выразительность. Но в дальнейшем бюст покрасили глухой черной краской. Интересно, что по одной из версий, для создания памятника был использован и переработан скульптором постамент от памятника Александру III, который был уничтожен еще в 1917 г.
Строительство постамента для памятника А. И. Герцену. 1948 г.
31 октября 1948 г. состоялось открытие памятника А. И. Герцену. «Кировская правда» сообщала, что «на открытие памятника Герцену 31 октября собралось большое число кировчан. Улицу перед областной библиотекой им. Герцена заполонили студенты, школьники, учителя, рабочие предприятий города». Митинг открыл заместитель председателя горисполкома Шмырин, он отметил, что «открытие памятника замечательному русскому мыслителю, революционеру-демократу А. И. Герцену – большой культурный праздник кировчан. Нам дорого имя Герцена. Трудящиеся города теперь увековечили это имя сооружением памятника». Также с речами выступили секретарь горкома ВКП(б) Кислицын, от имени интеллигенции города – профессор Кировского педагогического института им. В. И. Ленина Дрягин, секретарь горкома ВЛКСМ Новоселов, рабочий завода им. Лепсе Левашов, учитель Малюгин, состоявший читателем библиотеки им. Герцена 40 лет. Артист областного драмтеатра Митрофанов прочитал текст речи А. И. Герцена, произнесённой при открытии библиотеки в 1837 г.
Открытие памятника А. И. Герцену. 31 октября 1948 г.
Наиболее ярким оратором на открытии памятника А. И. Герцена была директор библиотеки К. М. Войханская. В архивном фонде областной библиотеки им. А. И. Герцена сохранилась её речь, которая должна была быть произнесена на одном из торжественных мероприятий. Наряду с добрыми словами в адрес Герцена и о его вкладе в развитие просвещения и науки в тексте присутствует и большое количество идеологических штампов, характерных для эпохи конца 40-х – начала 50-х гг. XX в., когда влияние на науку, культуру и общественную жизнь со стороны государства усилилось. Так, текст речи К. М. Войханской заканчивался следующими строками:
«Устанавливая памятник Герцену, мы чтим его не только за просветительскую деятельность и не только в память прошлого величия и благородства русской науки, но, прежде всего, как символ нашего настоящего великого времени, времени расцвета всех духовных сил народа; как знак признания преемственности между идеями и чаяниями Герцена и поколением людей сталинской эпохи; как знамя в борьбе с остатками прошлого, с пережитками капитализма в сознании людей; как призыв к последующим поколениям – не останавливаться на достигнутом и, пользуясь всеми сокровищами человеческого ума, собранными в миллионах книг, двигаться вперёд, к новым победам человеческого гения… Да здравствует наша славная Коммунистическая партия Ленина-Сталина, ведущая нас от победы к победе! Да здравствует Великий Сталин!»
Библиотека им. А. И. Герцена и памятник Герцену. г. Киров. 1960-е гг.
С самого открытия памятника А. И. Герцену ему давались совершенно разные характеристики и оценки. Один из наиболее жёстких критических отзывов появился в статье К. П. Анисовой «Выше идейно-художественный уровень изобразительного искусства (о творчестве членов Кировского областного Союза советских художников)», появившейся в 1951 г. в сборнике «Кировская новь». По мнению Анисовой, в трактовке образа Герцена скульптор В. С. Рязанцев допустил историческую неточность, он «стремился подчеркнуть в образе Герцена черты мыслителя и, увлёкшись этим, совсем не раскрыл в нём страстного революционера, борца с царской монархией… Но в Герцене В. Рязанцева нельзя увидеть и того мыслителя, каким он был в действительности… Такого Герцена-мыслителя нет в памятнике, а есть внешне похожий на Герцена старец, в тяжёлом раздумье склонивший голову на грудь».
В вину Рязанцеву Анисова поставила слабую идеологическую составляющую образа Герцена, который, по её мнению, должен был сочетаться с ленинской характеристикой Александра Ивановича, как человека, «первым поднявшего великое знамя борьбы путём обращения к массам с вольным русским словом». В книге «Старая Вятка. Квартал за кварталом» кировский краевед В. Любимов охарактеризовал оценки Анисовой бюсту работы Рязанцева как «суетные и конъюнктурные», отмечая, что большинство скульптурных композиций, положительно оцененных искусствоведом Анисовой в 1940–1950‑е гг., сегодня не представляют какой-либо существенной ценности. Однако необходимо отметить, что в дальнейшем Анисова отошла от критических оценок бюста А. И. Герцена работы Рязанцева.
Наиболее содержательную, взвешенную оценку памятнику А. И. Герцена Рязанцева дала Н. Д. Сметанина в книге «История вятского искусства 17–20 веков в рассказах и лекциях для учащихся». В частности, она отметила, что Рязанцев «очень тщательно проработал портретно-пластические объёмы, обобщая мелкие детали и наполняя образ значительностью. Герцен со слегка склонённой головой, изображён в состоянии глубокого размышления. Перед нами сильный, могучего ума человек, умудрённый жизненным опытом, способный оценивать прожитое и определять будущее. В Вятку Герцен приезжал более молодым, чем изобразил его скульптор. Но художник понимал, что, делая скульптурный портрет “старше”, он подчёркивает всю значительность и масштабность деятельности Герцена в Вятке».
Другой искусствовед О. Сверчкова акцентировала внимание на том, что «в содружестве с архитектором Рязанцев прекрасно расположил скульптуру в окружающем пространстве, удачно выбрав при этом и размер. Но главное – зритель сразу воспринимает образ: Герцен предстаёт умудрённым жизнью философом, мыслителем, деятелем. Создание подобного портрета требует от скульптора не только физического напряжения, но и внутренней сосредоточенности». Сверчкова называла бюст А. И. Герцена «самой значительной работой, делом всей жизни» скульптора Рязанцева. Не случайно в доме Рязанцевых висела большая фотография этого монумента, и до последних дней автор переживал за судьбу своего детища, расстраивался, что памятник не реставрируют.
Открытие памятника А. И. Герцену в октябре 1948 г. стало важным и знаковым событием. И. Г. Завойчинская отмечала, что это был первый монумент, созданный местным автором в Кирове, первая скульптура в послевоенном городе. Характерно, что она была воздвигнута не какому-нибудь партийному деятелю, а именно А. И. Герцену, тем самым подчёркивая его значимость для истории и культуры Вятки.
Наверное, единственный памятник в городе, художественная ценность которого не вызывает сомнений.
И он уместен в том месте, да и вообще в городе, Герцен много чего сделал