Рабочая группа Петербургского диалога обсудила проблемы государственного и негосударственного насилия.
Первым выступил старший советник полиции Карстен Циглер из 2-го отдела дежурных полицейских отрядов. Он рассказал о том, что в Берлине проходит около 5000 мероприятий, в которых участвует полиция. Цель — защитить участников мероприятий и дать им возможность провести мероприятия так, как они планируют.
В процессе подготовки мероприятий создается кооперационная группа, которая беседует с организаторами мероприятий и излагает им намерения полиции.
Решение КС Германии по делу Брокфорда, вынесенное 30 лет назад, определило, что роль полиции при проведении публичного мероприятия направлена на стабилизацию, снижению опасностей, рисков, полиция обязана дифференцировать мирное и немирное мероприятие.
Полиция придерживается концепции протянутой руки.
Полиция обладает специально обученными переговорщиками. Только если происходят нарушения и действия переговорщиков не помогают, происходят задержания.
В Гамбурге по саммите Двадцати стратегия деэскалации была обречена на провал, так как участники акций были настроены на конфликт.
Для воспитания полиции активно используется т. н. «работа с прошлым» как изучение полицейскими положительного и отрицательного опыта предшествующих поколений полиции.
Андрей Новак, руководитель бюро депутата Бундестага, отметил, что разрешение конфликтов — не задача полиции, а задача политики. К сожалению, в Германии нет института аналогичного российским ОНК. Однако могут создаваться парламентские комиссии для расследования конфликтов между гражданами и полиции. Есть и группы, работающие с тюрьмами. Однако они не посещают полицию и не имеют регионального статуса.
Игорь Каляпин отметил несоответствие законодательных норм и практики их применения. Хотя в законодательстве Германии нет понятия «пытки», тем не менее норма ст. 1 Германии о запрете нарушения человеческого достоинства работает непосредственно. Превышение служебных полномочий со стороны полиции со ст. 346 УК Германии предусматривает лишение свободы на срок от 6 мес. до 5 лет.
Елена Хофман сказала, что в Гамбурге в полиции есть комиссия по борьбе с левым экстремизмом и обществу это кажется несоразмерным. Ведь комиссии по борьбе с правым экстремизмом нет.
Представитель Посольства РФ В. М. Сазонов рассказал, что если в Берлине действует принцип «протянутой руки», то в ряде земель действует принцип «нулевого порога». В Берлине происходит рост нападений на полицию. Трижды демонстранты врывались в посольство Сирии и громили его.
Я предположил, что при всем его несовершенстве принцип «протянутой руки» свидетельствует о том, что полиция работает на общество, а принцип «нулевого порога» показывает, что полиция работает сама на себя.
Известный российский психиатр Сергей Николаевич Ениколопов отметил, что в России так до сих пор и не проведены исследования о том, как надо подавать в СМИ информацию о совершенных актах насилия: обойти факты об этом нельзя, однако об этом надо писать по определенным «канонам» с тем, чтобы эта информация не навредила.
Рабочая группа наметила планы на 2020 год. Среди этих планов — посещение немецкой тюрьмы, предположительно в г. Хемнице. По моему предложению, предполагается в состав группы участников посещения включить членов ОНК из нескольких субъектов РФ.