Почему мы здесь? В центре Европы, в городе — причине Второй мировой, в проигравшей тогда стране, но, кажется, выигрывающей нечто сегодня?
Нас интересует, что случилось тогда с ее добропорядочным обществом, почему люди — вдруг — стали выбирать абсолютное зло. Что с ними произошло? Ведь дело не в том, что они были немцами.
Вадим Межуев в своей статье "На пути к универсальной цивилизации" писал:
Диалог — способ не межВидового, а межИндивидуального общения. Дружат не народы, а люди, способные выходить за рамки своей племенной идентичности и осознающие свою принадлежность ко всему роду человеческому...
Универсальная цивилизация, если когда-нибудь и состоится, будет отличаться только одним: возникающие между людьми противоречия (которые, конечно, никуда не исчезнут) будут разрешаться не силой, а свободной и открытой дискуссией.
В попытке воссоздания такой цивилизации (где "культур - много, а цивилизация — одна, и она — контакт"), мы, участники из разных стран, пятый год собираемся на Берлинском форуме "в поисках утраченного универсализма". Азербайджанцы и армяне, сербы и косовары. русские и украинцы. Не для мести, а в попытке найти выход в глобальном мире, когда всё взаимосвязано, и все взаимосвязаны.
Но можем ли мы остановить раскол, что проходит сегодня не столько между странами, сколько между нами — внутри каждого государства?
В попытке ответить на эти вопросы мы просто (что вовсе не просто) учимся понимать друг друга и доверять.
Мы осознаем, что конфликт преодолим лишь местом, где есть осознание интересов противоположными группами, для этого настраиваясь на взаимопонимание, а не самоутверждение.
Мы хотим, нисколько не упрощая действительность, обнажить всю сложность жизни, демонстрируя при этом, что есть выход.
Вслед за Карлом Ясперсом мы полагаем: истина и коммуникация — одно: они ни на чем не держатся, и в то же время держат — все.
Мы помним о Жане Монне, архитекторе Европейского сообщества, убеждавшего на протяжении двух мировых войн правительства разных стран объединиться, преодолеть ненависть, поступиться своим суверенитетом ради того, чтобы войн за земли больше не было. Его жизненный опыт доказал: народы могут взаимодействовать лишь через институты. А страны могут либо сближаться к общей выгоде, либо отдаляться к общему вреду.
Мы обращаемся к послевоенному опыту 70-летней давности, когда возник дух глобальной гражданственности и на свет появились важнейшие международные институты и был найден универсальный подход к понятию справедливости, отраженной в ключевых международных документах и манифестах.
Мы опасаемся, что сегодня, когда эти институты стали превращаться в военные и бюрократические организации, мы вновь оказались перед вопросом из манифеста Рассела-Эйнштейна 1955 года: Изберем ли мы смерть только потому, что не можем забыть наших ссор?
И вслед за Пагуошским движением вновь обращаемся как люди к людям: Помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном!