Президиум СПЧ обсудил ряд важных вопросов работы Совета: от подготовки к встрече с Президентом до ситуации с планирующимся переносом городской клинической больницы №40 г. Москвы.
Утвержден план работы Совета в 4 квартале 2019 года. План включает в себя несколько десятков мероприятий, в том числе:
- совещание в СПЧ по качеству атмосферного воздуха (15 октября, 12:00);
- совместное заседание Комиссий СПЧ и Комиссий Совета при Президенте РФ по религиозным делам, посвященное реализации права на вероисповедание (16 октября, 11:00);
- заседание Рабочей группы по коренным народам в Институте изучения родных языков и с участием заместителя Росрыболовства (23 октября, 12:00, 16:00);
- совещание по обманутым вкладчикам (28 октября, 12:00);
- спецзаседание Комиссии по гражданским свободам в Спб по проблемам неправомерных действий полиции и Росгвардии по разгону митингов.
- спецзаседание, посвященное Году языков коренных народов (ноябрь 2019 года).
Неожиданно было выявлено ведомство, которое нарушая закон, нагло игнорирует обращения Совета по вопросу неправомерных действий силовиков при разгоне несогласованных акций. Таким ведомством, испытывающим судьбу, оказался Следственный Комитет России.
Острым стало обсуждение вопроса о восстановлении института общественных защитников. Мое предложение о том, чтобы восстановить этот институт, было отвергнуто. Зато было принято компромиссное решение инициировать расширение полномочий защитников из числа иных лиц, предусмотрев, как обязательный допуск таких защитников (в настоящее время они допускаются по решению суда) и предусмотрев их допуск на досудебной стадии.
Еще более острой стала дискуссия о публикации заключений Совета на сайте СПЧ. Предложение публиковать все заключения на сайте поддержано не было. Однако было решено, что адвокаты, по просьбе которых были вынесены заключения, вправе публиковать их сами.
Президиум обсудил и ситуацию с формированием ОНК. Президиум согласился с моим выводом, подержанным Игорем Каляпиным о том, что кандидатов-правозащитников, как правило, не допускали в ОНК по надуманным основаниям, опыт реальной правозащитной деятельности, а особенно рекомендации от СПЧ, существенно, по моим оценкам до 5 раз, снижали шансы на вхождение в состав ОНК. Все члены Президиума согласились, что итоги формирования ОНК еще раз подтвердили неготовность Общественной Палаты РФ нести бремя формирования ОНК. Федотов высказался за то, чтобы ОНК стало частью Национального превентивного механизма (НПМ), а сам НПМ находился бы в руках Уполномоченной по правам человека. Определенное несогласие с ним высказал И.А. Каляпин, который обратил внимание на то, что в некоторых регионах местные Уполномоченные активно противодействовали назначению в состав ОНК эффективно работающих правозащитников.
Президиум принял решение о посещении двух медучреждений, вокруг которых происходит что-то непонятное: ГКБ №40, которую хотят перенести из СВАО в Коммунарку и Онкологического центра им. Блохина.
Президиум не поддержал создание рабочей группы по обманутым вкладчикам и жертвам микрофинансовых организаций, но принял решение о проведениисовещания по этой теме с приглашением руководителей групп самих вкладчиков. Надеюсь, что на этом совещании станет очевидно, что проблема лежит на стыке банковской, правоохранительной и судебной деятельности, завязана на проблемы коррупции и для эффективной помощи обманутым вкладчикам необходимо создание рабочей группы.