Была 26 августа в Верховном суде на слушаниях жалоб Юли Галяминой и Ильи Яшина - об отмене решений избирательной комиссии по выборам депутатов Мосгордумы седьмого созыва и обязательстве их зарегистрировать в качестве кандидатов.
На самом деле пошла на процесс Юли как избиратель, поставивший подпись за ее кандидатуру, но заодно попала и на слушание жалобы Яшина.
На обоих процессах была телекомпания НТВ — почему-то с георгиевской лентой на видеокамере (Интересно, это у них теперь такой круглогодичный дресс-код?). Съемкой заведовал корреспондент НТВ Журавлев Эдуард Александрович, не раз засветившийся в провокациях против гражданских активистов и в частности — «Голоса».
Первой слушалась жалоба Яшина. Оба процесса вел Хаменков Владимир Борисович (как председательствующий). На сайте судьи-россии.рф есть много негативных отзывов о нем. А кроме того, еще в 2012 году судья Хаменков стал героем статьи «Верховный Суд вновь осваивает опыт „троек“ НКВД». После чего был приставлен к почетному званию «Заслуженный юрист Российской Федерации». Был судьей еще в советском суде — эти заслуги отдельно описаны в наградном листе. Ну а сегодня я могла видеть судью Хаменкова своими глазами.
Тот начал заседание с переклички аккредитованных СМИ. И спросил, хотят ли они записывать все заседание целиком? Все (кроме безразличного НТВ) ответили, что, конечно, хотят. Тогда судья Хаменков заметил, что «иногда они (заседания) идут часами». «Давайте сделаем так: резолютивную часть — пожалуйста - нас, судей, записывайте, мол - а участники, может быть, и не хотят». Представители СМИ почему-то дружно промолчали, а кто-то даже крикнул: спасибо, ваша честь! Хотя в этой шуточно-дружелюбном тоне судья фактически закрыл процесс для записи, оставив (как сейчас делают все судьи) разрешение лишь на оглашение вердикта — где не будет звучать доводов сторон, а будет лишь видна резолюция.
Покончив со СМИ, судья вдруг увидел, что нет секретаря заседания. Того стали звать, но так и не нашли. В связи с чем до его нахождения состав суда удалился. Этой заминкой воспользовались представители Мосизбиркома, заставив меня убрать-таки диктофон. Перед началом заседания я положила его на их стол. Они пытались было протестовать, сказав, что он им может помешать. Но я заметила, что это не их личный стол и начала вести аудиозапись. А в перерыве они нажаловались судебному приставу, и тот (безосновательно) сделал мне замечание. Пришлось забрать, чтобы не быть выставленной из зала.
Тем временем, минут через десять, секретарь нашелся и возобновилось заседание.
Интересы Яшина представлял защитник Бузин Андрей Юрьевич — эксперт «Голоса».
От Мосибиркома были:
- председатель избирательной комиссии Красносельского района Кочнева Галина Геннадьевна,
- некий юный человек Сахаров Сергей Федорович, представляющий ЦИК, и уже, как говорит гугл, получивший благодарность от Панфиловой «за образцовое выполнение обязанностей»,
- а также сотрудник юротдела Мосгоризбиркома Голышев Илья Вадимович, сражавшийся с моим диктофоном (единственное бессменное лицо среди представителей ответчика в обоих процессах) — почему-то именно его фамилию судья произносил совсем неразборчиво, и он не указан на сайте суда, как представитель ответчика, однако большого труда выяснить его имя после процесса не составило.
Дела слушались при участии прокурора Агафонова.
Огласив имена участников дела, судья Хаменков спросил: есть ли у сторон ходатайства?
У представителей ответчика их (традиционно) не было. А у защиты (как обычно) были. Так, защитник обратил внимание суда на то, что к жалобе было приложено ходатайство о личном участии Яшина в процессе, однако того в суд не доставили, хотя прежде в Мосгорсуде его явка была обеспечена.
Судья Хаменков (обращаясь к ответчику): Ваше мнение?
Представитель Голышев: Мы возражаем, стороны были извещены надлежащим образом (не обращая внимание на то, что Яшин находится под арестом и не может явиться в суд самостоятельно)
Представитель Сахаров тоже против: У него [Яшина] есть два представителя, этого вполне достаточно.
Прокурор оставил этот вопрос на усмотрение суда.
Суд постановил: Объявить перерыв до 14 часов завтрашнего дня, чтобы доставить в суд Яшина.
***
Следом слушается жалоба Галяминой.
Председательствующий судья тот же. Прокурор тот же. К бессменному представителю ответчика Голышеву Илье Вадимовичу (судья вновь неразборчиво произнес его фамилию), добавился зампредседателя избирательной комиссии Хорошевского района - Залепухин Александр Михайлович (к слову, предложенный когда-то в состав партией Яблоко).
Интересы Галяминой представляют: Тамурка Андрей Владимирович и Петров Андрей Анатольевич.
Судья Хаменков: У нас уже поступило ходатайство о рассмотрении жалобы с участием заявителя. Но в отличие от предыдущего истца место содержания оборудовано видеосвязью.
На этот раз представитель ответчика Голышев, после прошлого опыта, оставляет этот вопрос на усмотрение суда. И прокурор тоже.
Защита поясняет, что Юля сейчас находится в другом изоляторе. В Мосгорсуде она выходила на видеосвязь из Можайска, а сейчас она находится в Симферопольском спецприемнике.
Судья (в замешательстве): То есть там нет видеосвязи?
Защита не знает.
Судья Хаменков объявляет перерыв до 15 часов завтрашнего дня с тем, чтобы проверить есть ли возможность для видеоконференции, и если нет, то обеспечить явку истца.
***
Приходите завтра, 27 августа, в Верховный суд по адресу: Поварская, 15, подъезд 5, зал 5038 на процессы за наши подписи с 14 часов (при себе надо иметь паспорт).
На данный момент ситуация по делу Галяминой такая (за которой я слежу, как избиратель):
- 1003 подписи были признаны недействительными решением избирательной комиссии;
- 136 из них «отбито» в ходе переговоров с Мосизбиркомом;
- еще 46 - после в Мосгорсуде;
Т. е. достоверными уже признаны 4892 подписей. А для регистрации необходимо 5194. И они, как мы знаем, есть.