Довелось мне недавно общаться с преуспевающим бизнесменом, москвичом, лет 30. Он был приятен: скромен, наблюдателен, любил свое дело. Его работа требовала от него много путешествий, в которых ему доводилось читать семинары. Слово семинар он произнес как-то не очень уверенно, как-то неловко было ему произносить. Семинары эти он читал в Корее, Китае, Ташкенте и еще много где, в том числе в Сибири. Всюду он подмечал любопытные черты народов: "Таджики даже к пятилетним детям обращаются на вы. Какой культурный народ!" Не было в нем никакого московского апломба.
Но что же за загадочная работа такая? Что он не ученый, было ясно и из его поведения и из того, что слово "семинар" он произносил смущаясь. Пока я гадал о роде его деятельности, он рассказывал, как переходил границу между Таджикистаном и Казахстаном (а может, Узбекистаном? не помню), вместе со своим французским компаньоном: "Мы стояли в разных очередях, всюду шум, гам, нам нужно было попасть в маленький приграничный аул, местные стоят пестро одетые, жуют что-то, нищета, контрабанда... Вижу, как вслед за французом идет служебная собака. Через минуту вижу: у собаки в зубах змея! Она вытащила змею из сумки контрабандиста, она натренирована ловить змей, здесь промышляют нелегальным провозом редких змей через границу, контрабандист в халате стоял за моим компаньоном в очереди..."
Тут-то и прозвучало, чем промышляет мой знакомый: доставкой и наладкой редкой сантехники. Французской фирме-производителю нужны компаньоны для бизнес-работы во всяких не очень уютных местах мира. Я удивляюсь: "и что, в этом глухом нищем ауле кому-то нужна редкая и дорогая сантехника?" Мой знакомый выжидательно молчит, и я сам продолжаю фразу: "А какому-то начальству района, может, и нужна, престижна..." Бизнесмен кивает.
Какое поучительное рвение по доставке современного унитаза в глухие местечки мира. Так движется цивилизация, так достигает успеха разумный бизнес, построенный не на краже, а на рекламе и энергии. Впрочем, какой-то местный казахский революционер может сердиться на французов, на то, что деньги, собранные в конечном счете ограблением местных, начальство тратит на "золотые французские унитазы" в своем доме и кабинете.