Спасем поголовье Вятских «кур»?
В апреле 2019 года Правительство Кировской области издало постановление № 176-П от 05.04.2019 года, которым запретило всем частным перевозчикам, осуществляющим перевозки по заказу (нерегулярные перевозки) осуществлять чаще трех раз в месяц посадку и высадку пассажиров…на улицах и площадях, парковках, остановках, вблизи общественных зданий, торговых центров, в радиусе километра от автостанций, вокзалов, и других мест, от которых осуществляется отправление маршрутов регулярных перевозок и по которым проходят такие маршруты, на всей территории Кировской области.
Нарушителей предписывалось жестоко карать, вплоть до штрафов и отзыва лицензий.
Основанием для принятия данного постановления называлась норма ст.38 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 г. со сложнопроизносимым названием «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…», которая предусматривает, что «В целях создания условий для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок допускается установление …мест на территориях муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта Российской Федерации…. отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трех раз в течение одного месяца запрещается или должно согласовываться…».
В чем лукавство и ошибка Правительства области?
В неправильно понятой норме права федерального законодателя. Это мое мнение.
Главная ошибка, я считаю, состоит в том, что под видом установления конкретных мест, отправление из которых частными перевозчиками более трех раз в месяц не допускается или должно согласовываться, был введен запрет на ведение целого бизнеса на всей территории Кировской области.
Этакий стальной зонтик опустился над нами.
Абсолютно некорректно и расплывчато сформулированы в Постановлении Правительства области те места, где автоперевозчикам де-факто и было запрещено подбирать пассажиров.
Что такое «в радиусе 1 км.» от границ автостанций, вокзалов, мест продажи билетов?
Как этот радиус определять, если даже Правительство области не знает, сколько у нас в области автостанций, вокзалов, мест продажи билетов? Как определить границы места продажи билетов? С рулеткой бегать?
От окошка кассира считать или от границы земельного участка?
Как понимать запрет подбора пассажира с площадей городов?
Что такое «площадь» в понимании Правительства Кировской области?
Это площадь конкретного города, как мера земной поверхности занятой поселением или это «площадь» в понимании «довольно большого незастроенного пространство обрамленное зданиями и зелеными насаждениями»?
Ну тут, к слову, Правительство попыталось выкрутиться и устами своего специалиста заявило, что под «площадью» они понимали указание на конкретный адрес, конкретное место.
Правда тут же получили другой вопрос: а где именно в городе Кирове находится адрес «Театральная площадь, дом.1», либо «площадь Лепсе, дом 2»?
Ответа ожидаемо не последовало. Нет в городе Кирове адресов с указанием на «Площадь».
Далее, Правительство не смогло обосновать, как именно такие драконовские меры по запрету целой отрасли бизнеса на территории области связаны с «созданием условий для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок», о чем говорит федеральный закон.
Чем возможность подбора пассажира на улице города Кирова или Вятских Полян создает препятствия для регулярных перевозок, которые осуществляются по этой же улице?
Тем, что частники умело конкурируют с маршрутами регулярных перевозок?
Кстати Правительство в ходе судебного заседания как раз и заявляло, что «их» перевозчики (кто такие, почему не знаю?) не выдерживают конкуренции и хотят от нее избавиться.
Так ведь частные автоперевозчики зачастую выполняют такие маршруты и ездят в такие села, куда регулярные перевозки даже не заглядывают.
Нами также ставились вопросы о выходе ответчика за пределы установленной федеральным законодателем компетенции.
В России действуют Правила перевозок пассажиров и багажа, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 года, где прямо указано, что пункты посадки и высадки пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.
А спорное постановление Правительства Кировской области напрямую запрещает совмещение мест посадки и высадки пассажиров регулярных и нерегулярных перевозок, фактически отменяя Постановление Правительства России.
Для понимания – нерегулярные перевозки это частные маршруты Киров-Сыктывкар, Киров-Слободской, Киров-Омутнинск-Восточный, другие города и поселки области и соседних регионов; перевозки по Кирову (например организованные развозки работников утром на предприятие и вечером- домой); перевозки туристов из аэропорта и ж/д вокзала в санатория Нижне-Ивкино, Митино и пр. в Киров и обратно; экскурсии, наконец.
Мы же вроде туризм пытаемся развивать, нет?
Действительно на федеральном уровне предусмотрено право региональных Правительств вводить некоторое ограничение конкуренции со стороны «частника» в пользу регулярных перевозок.
Но такое право дано для точечного регулирования, а не «дубиной по башке».
Идея федерального законодателя была и состояла в том, что если конкретному маршруту регулярных перевозок создает какое-то препятствие деятельность частников, для последних могут быть введены отдельные ограничения, не противоречащие Федеральным законам и правилам.
Это напрямую следует из пояснительной записки к ФЗ № 220-ФЗ от 13.07.2015 г.
Не смогло ответить Правительство и на вопросы суда о причине отсутствия возможности согласовать с каким-либо уполномоченным органом тот или иной рейс.
Суд ставил вопрос прямо и понятно – почему только запрет? Вроде как практика соседних регионов оставляет право частным перевозчикам как-то согласовать свои действия по оказанию транспортных услуг с властями.
Почему у нас не предусмотрели такую возможность?
Правительство обещало в дальнейшем подумать. Жаль, что только в дальнейшем.
Однако, как видно, практика запрещать что-то все же более распространена и удобна, чем практика что-то регулировать. Проще во всяком случае, это уж я точно уверен.
Почему Правительство Кировской области вместо того, чтобы щипать своих курочек, решило части поголовья головы посворачивать?*
Нет, оно конечно понятно, что так проблем с живностью меньше, кормить ее не надо, только куры- против.
Да и яйца нести некому будет вскорости.
Бройлера, которые на госконтрактах жиреют и с бюджетных средств кормятся – те не несутся, да и щипать себя не особо дают.
Все изложенное и заставило группу перевозчиков Кировской области обратиться в Кировский областной суд с заявлением в порядке ст.208 КАС РФ о признании недействующим постановления Правительства Кировской области № 176-П от 05.04.2019 года.
Заявление в Кировский областной суд было нами подано в начале мая 2019 года.
Прошло несколько увлекательных заседаний.
Привлекались третьи лица, приобщались доказательства, объявлялся перерыв для предоставления возможности Прокуратуре Кировской области «сформировать» и «согласовать» позицию.
На судебном заседании 2 июля 2019 года в Кировском областном суде было заслушано мнение Кировской областной прокуратуры, которая ожидаемо встала на сторону Правительства, зачитав свою позицию речитативом.
После прошли прения сторон.
Прения были недолги.
Сторона административного истца блистала.
Выверенные формулировки, отточенные сравнения, образные эпитеты, безукоризненные логические построения, подтвержденные ссылками на нормы права, цитаты из неумирающей классики юриспруденции, перемежающиеся, как бисером, яркими примерами из судебной практики, все это было приправлено скупой жестикуляцией «по Плевако» - все, буквально- все, подчеркивало аргументированность и обоснованность наших требований.**
Ответчик довольно скучно произнес заранее заготовленную речь, упирая, как водится, на то, что именно Правительство Кировской области лучше знает, что именно нужно предпринимателям Кировской области и утверждал, что все, без малейшего исключения, действия и нормативные акты Правительства, – соответствуют:
- нуждам и чаяниям населения области;
- федеральному законодательству;
- здравому смыслу;
- законам конкуренции.
- интересам развития предпринимательства.
Во всяком разе я услышал для себя именно так.
Помимо прочего суду было заявлено, что транспортная компания, которую мы и представляли, не имеет никакого права на оспаривание Постановления Правительства Кировской области, так как, несмотря на то, что истец занимается оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров по заказу, имеет соответствующую лицензию, действующие договоры фрахтования, страховки и пр. – на наши права оспариваемое Постановление Правительства – ну никак не влияет.
Решением Кировского областного суда от 02.07.2019 г. признано частично недействительным Постановление Правительства Кировской области № 176-П, в части пп.1,4 приложения.
С площадей и «в радиусе 1 км.» пассажиров нам подбирать разрешили.
Мотивированное решение Кировского областного суда будет изготовлено в течение пяти ближайших рабочих дней, после чего дальнейшей судьбой Вятских автоперевозчиков будет заниматься уже Верховный суд России, жалоба в который может быть подана в течении месяца.
Вятские «куры» пока живы.
Сохраним ли поголовье?
Или как в анекдоте, хоть тушкой, хоть чучелом, но птичник надо менять? ***
NB. Все изложенное выше является личным мнением и оценочными суждениями автора, которые могут не совпадать и, скорее всего, не совпадают, с мнением иных участников дела.
*https://nabludatel.ru/…/81743-igor-vasilev-umenie-sobirat-n…
** - ну тут, конечно, художественное преувеличение, сиречь «гипербола».
*** https://anekdot.livejournal.com/2725483.html