На совещании у М.А.Федотова по ведомственным приказам о регулировании посещения членами ОНК мест принудительного содержания. Совещание прошло по линии ПК-10 и было посвящено 3 ведомственным приказа, которые определяют порядок посещение мест принудительного содержания членами ОНК.
В своем обзоре ведомственных актов я отметил более высокое качество приказов ФСИНа и МВД и низкое качество приказа, подготовленного Минздравом, которое противоречит 76-ФЗ и лежит за пределом отечественного правового поля.
Валентин Гефтер подверг приказ Минздрава резкой критике. Неприемлемы положения приказа о направлении уведомления о посещении психбольниц за 3 дня и только председателем. Предложил Гефтер и внести изменение в проект приказа в части требований о том, чтобы беседа членов ОНК проходила в условиях, когда их могли бы видеть и слышать. Гефтер предложил, чтобы такой режим беседы использовался только в 2 случаях: в отношении обвиняемых и в отношении психически больных, у которых в мед карте указано, что беседа может ухудшить состояние психического здоровья.
Представитель Минздрава Сергей Викторович Полунин изложил свое видение 76-ФЗ, которое радикально отличалось от мнения присутствующих. В острой полемике со мною он пытался доказать, что 76-ФЗ предусматривает только видео и фотосъемку людей, но никак не помещений. Однако присутствующие с ним не согласились. В итоге мы пожали друг другу руки и расстались, надеюсь, не врагами. Полунин обещал максимально учесть наши поправки в новой редакции приказа.
Острую реакцию правозащитников вызвала появившаяся в приказах норма о прерывании беседы членов ОНК с подозреваемыми и обвиняемыми, если обсуждаются вопросы, не связанные с соблюдением прав человека в МПС. Ева Меркачева привела пример бесед в СИЗО «Лефортово», когда сотрудники СИЗО захлопывают дверь, если члены ОНК начинают обсуждать вопросы пыток в другом учреждении либо разговаривать с заключенным-иностранцем на английском языке. Такую мину под общественный контроль заложили поправки в 76-ФЗ. Присутствующие дружно признали такие действия нарушающими права человека
Представители МВД приняли практически все поправки СПЧ: и о предоставлению члену ОНК, который что-то нарушил в время посещения, копии информации, направляемой «наверх» с предоставлением возможности дать свои пояснения, и о направлении в ОНК информации об изменении списка мест принудительного в течение 30 дней с момента такого изменения, и об уведомлении о посещении тер органа МВД через дежурную часть.
Камнем преткновения на обсуждении стал вопрос о доступе членов ОНК к Книге учета доставленных и Книге учета сообщений о происшествиях. Как выяснилось, ГУОООП позицию СПЧ о доступе членов ОНК поддержал, но против оказалось
Оперативное управление МВД. Я предложил И.А. Федотову, чтобы по данному вопросу мы провели встречу с зам министра А.А. Гостевым и начальником Оперативного управления. Михаил Александрович предложил озаботиться внесением изменений в законодательство.