Результаты первых проверок компетентных органов по следам моей предыдущей публикации на сайте 7х7 «Газета рубленая с кровью. От шеф-повара» показали, что прокуратура и контрольно-счетная комиссия отнесли должность главы муниципального района «Печора» — руководителя администрации к …( Внимание!) выборным должностным лицам (от правильного определения правового статуса должности зависят и условия оплаты труда — предмет нашего исследования) и сделали вывод, что на нее законодательство о муниципальной службе не распространяется.
Но какая же эта должность выборная, если выборов не было? Ни прямых — всем населением. Ни опосредованных — Советом района из числа депутатов.
Паншина Н.Н. стала главой МР «Печора» - руководителем администрации как победитель конкурса. Миссис глава, так сказать.
Никто ее главой не выбирал. Никаких демократических выборов на территории Печоры не проводилось. Ни один из жителей Печоры не воспользовался своим конституционным правом выбирать. Равно как и сама Паншина Н.Н. не прибегла к праву быть избранной.
Так что о выборности должностного лица, победившего конкурс, говорить не приходится.
Откуда же дует ветер? Как обычно. С верхов.
В последние годы наши разномастные законотворцы приложили немало усилий для ограничения самостоятельности местного самоуправления. Запеленали с руками и ногами. В рот — пустышку, чтобы не донимали.
В законах намешали полный винегрет. Поди разберись.
Внедрен институт подконтрольных глав, так называемых сити-менеджеров, глав-контрактников, глав-конкурсников. Практически отменены прямые выборы глав населением из-за возможности нежелательных для верхов результатов.
Настоящих глав уже днем с огнем не сыщешь. Куда ни глянь. Везде глава на час. Пришел, нахапал, сел.
А в законах — лишь ленивый не поковырялся. Всяк на свой вкус приправил.
Получилось, что не дружит один закон с другим. Понятия конфликтуют.
Возьмём Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п.8 ст.2, дающий понятие выборного должностного лица:
выборное должностное лицо - Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования;
Все вроде понятно. Избран на выборах непосредственно населением — значит, выборный. Цельное понятие.
А теперь откроем другой Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в статье 2 которого также дается понятие выборного должностного лица местного самоуправления, но уже с 4-мя правками:
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)
Здесь понятие выборного должностного лица даже не раздвоено, а представлено в четырех видах. Выборное должностное лицо — 4 штуки.
Что за бред? Господа, которые пишут законы, надо это делать, как бы помягче выразиться, - не от плиты. Здесь нужно осваиваить юридическую, а не кулинарную технику.
Возможно, хотели дать понятие высшего должностного лица местного самоуправления, а не выборного. Получилось как всегда.
Теперь ясно, что ввело прокуроров и контрольно-счетные органы в замешательство.
Вот почему они главу-конкурсника приняли за выборное должностное лицо. Не узнали в гриме.
Как известно, при конкуренции законов действует тот, который непосредственно регулирует спорные правоотношения, а если регулируются одни и те же правоотношения, то применяется закон с более поздней редакцией.
В нашем случае, речь идет о выборности должностного лица, т.е. о реализации избирательных прав, значит, применению подлежит Федеральный закон № 67-ФЗ с единой и недвусмысленной формулировкой, что и отражено в статье 1 Закона, устанавливающей, что закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; в случае если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Другой Федеральный закон № 131-ФЗ регулирует иные правоотношения, не связанные с выборами: в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Статья 36 данного закона предусматривает, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (п.5).
В муниципальном районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, о самостоятельности органа местного самоуправления при определении главы района по результатам конкурса речи не идет. Все решает высшее должностное лицо субъекта РФ. В нашем случае — Гапликов С.А.
Это только в Конституции Российской Федерации декларируется самостоятельность местного самоуправления.
На самом деле, нет у нас выборного должностного лица в Печоре. И при таком Уставе быть не может. Последним «выборным» был Василий Торлопов. Но это другая история. С печальным концом.
Не везет Печоре с главами. Не везут. Воз и ныне там.
Вот и победа Паншиной Н.Н. на конкурсе не была однозначной. На заседании Совета района, который должен был определить победителя, парадом командовал представитель Желтого дома Василий Смалий. Он сам определил, что после выступления кандидатов обсуждения не будет, сразу начнется голосование. Такое безапелляционное вмешательство в деятельность местного Совета уже ставит под сомнение законность «победы» кандидата от Желтого дома. Ни депутатам, ни жителям Печоры, пришедшим поддержать своих кандидатов, выступить не дали. Народ просто лишили голоса.
Понимаю, верхам нужны лояльные, беспроблемные, тупые исполнители. Самостоятельные, умные и инициативные их пугают своей непредсказуемостью и возможностью выхода из-под контроля.
Жаль, что достойный быть главой МР «Печора» Григорий Бусыгин, опытный хозяйственник, городской депутат нескольких созывов, знающий все проблемы Печоры, был поставлен в неравные условия и практически устранен представителями Желтого дома с использованием административного ресурса. Да что поделаешь, есть у него один недостаток — не шеф-повар.
Считаю, что глава муниципального района - руководитель местной администрации, назначаемый по конкурсу, подпадает под статус муниципального служащего, так как не является выборным должностным лицом. Оплата его труда должна строиться в том же порядке, как и у других муниципальных служащих.
Однако в Положении о муниципальной службе МР «Печора» должность руководителя администрации исключена.
Видимо, Паншина Н.Н. посчитала себя особенной, не муниципальной служащей, а выборной... Решила регулировать вопросы собственного нескромного содержания отдельно, не обнародуя, дабы не пугать печорцев космическими цифрами. Ибо ее месячное содержание воспринимается как годовое.
Выяснилось, что якобы были приняты два решения Совета на эту тему от 15 февраля 2018 года и от 24 апреля 2018 года. Но вот беда, никто из депутатов не помнит, чтобы их принимали. К тому же и.о.председателя Совета Коньков Г.К. не может вспомнить, чтобы он это подписывал. В любом случае эти нормативные акты не опубликованы, следовательно, не могут применяться.
На сегодня отсутствует законное основание для начисления оплаты труда главе района. Тем не менее согласно акту проверки КСК она получила за период с 21 февраля 2018 года по 31 января 2018 года, с момента вступления в должность до конца года, 3.382.717,08 руб.(за 10 месяцев и 1 неделю).
Из акта проверки:
«В соответствии с Решением Совета МР «Печора» от 24 апреля 2018 года № 6-24/268 О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Печора» от 15 февраля 2018 года № 6-21/227 «Об установлении условий оплаты труда главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации» с 01 апреля 2018 года установлена премия в размере 10 окладов (в расчете на финансовый год), с учетом ежемесячного денежного поощрения, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Согласно расчетно-платежным ведомостям главе муниципального района –руководителю администрации Паншиной Н.Н. ежемесячно начислялась премия, с учетом ежемесячного денежного поощрения, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, северной надбавки и районного коэффициента.
Фактически ежемесячная премия согласно расчетным листкам начислялась в размере 83% .
При этом порядок выплаты премии (периодичность, сроки) не урегулирован. Распоряжения главы муниципального района –руководителя администрации на выплаты премии в отчетном периоде 2018 года не издавались.
Премия в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ по своему правовому характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, входящим в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.
До настоящего времени не утверждено Положение о порядке представления и рассмотрения Отчета главы муниципального района–руководителя администрации о результатах своей деятельности и деятельности Администрации муниципального района «Печора». Показатели эффективности и результативности деятельности главы муниципального района –руководителя администрации не установлены».
Вот так приплыли. Опубликованных нормативных правовых актов об установлении оплаты труда главе МР «Печора» - руководителю администрации нет. Решений о начислении ежемесячных премий нет. Положительных результатов работы нет.
Нет и газеты «Печорское время», в которой должны обнародоваться нормативные правовые акты. А денежки в карман капают... От 169 до 440 тысяч в месяц. Причем премии начисляются даже на поощрение. Премия на премию. Это при средней зарплате работников органов местного самоуправления в 2018 году 43.817 руб. Причем в этой сумме сидит и мэрская доля.
Депутаты собираются что-нибудь предпринять, чтобы исправить некрасивую ситуацию. Но без ликвидированной по инициативе главы района газеты «Печорское время», официального источника обнародования правовых актов в районе, ни один нормативный акт в силу не вступит.
Бывает же такое. Загубили газету - то, что могло бы спасти главу, помочь выйти достойно из создавшейся ситуации. Вот попали так попали! Не даром народная мудрость гласит: не рой яму другому — сам в нее попадешь.
Голову можно сломать. Что за зверь такой — конкурсник душистый? Как его классифицировать? За что такой геморрой Печоре?