За годы работы с делом, начинаешь воспринимать заявителей почти как родных. Сегодня нас ошеломила новость о гибели в колонии Аюба Тунуева.
С его женой мы встретились в Грозном после того, как на очередном свидании она увидела мужа сильно избитым. С 2016 года юристы Проект "Правовая инициатива" поддерживали его жалобы на пытки в ИК-6 по Владимирской области в Европейском Суде по правам человека. Адвокат Тагир Шамсудинов регулярно летал к нему в колонию.
Несмотря на творящийся ужас вокруг, дело Тунтуева было все же вопиющим, а администрация колонии, кажется, не боялась ничего.
• Заявителя пытали, требуя подписать признание в преступлении, за которое ему грозило пожизненное лишение свободы. Он подписал и попал в больницу.
• Несколько адвокатов не могли пройти к Тунтуеву в течение нескольких дней, в связи с чем мы просили Европейский Суд о срочных мерах и направили сообщение в Европейский Комитет по предотвращению пыток. Формально Правило 39 не применялось, но ЕСПЧ немедленно задал вопросы Правительству, что возможно на тот момент спасло ему жизнь.
• Следователь местного следственно отдела СК поручил проведение большинства проверочных мероприятий самим сотрудникам колонии, не опросив пострадавшего.
• После обращения в ЕСПЧ к заявителю пришли оперативные сотрудники ФСБ и угрожали ему в связи с подачей жалобы. Вот такую отмороженность я в своей практике встретила впервые. В связи с этим ЕСПЧ добавил к вопросам про пытки и Статью 34, которая запрещает властям оказывать на заявителей давление в связи с обращением в Суд.
• Уголовное дело по пыткам было возбуждено только после коммуникации жалобы ЕСПЧ и довольно быстро закрыто, судебно-медицинская экспертиза была проведена спустя год после заявления пострадавшего (но вот это все как раз привычно).
• Дело, по которому Аюб Тунтуев подписал признательные показания, благодаря адвокату Тагиру Шамсудинову фактически развалилось в суде, Аюб должен был выйти на свободу лишь на 11 месяцев позже своего основного срока.
• Сегодня из колонии сообщили о суициде.
Тунтуев был крепким, жизнелюбивым, семейным человеком. Мы намерены добиваться проведения судебно-медицинской экспертизы с участием независимого эксперта.