Круглый стол состоялся в Доме общественных организаций на Покровке. Организаторами мероприятия стали Валерий Борщев и Антон Цветков.
Эксперт Валентин Гефтер обратил внимание на то, что утверждение администрации СИЗО «Мы ничего не нарушаем» в отношении инвалидов не равно утверждению «мы соблюдаем в полной мере права пациентов».
Наталья Таубина рассказала об опыте использования Стамбульского протокола, направленного на выявление случаев пыток и жестокого обращения. Методические рекомендации, содержащиеся в Стамбульском протоколе, являются хорошей помощью медикам, описывающим следы применения пыток и жестокого обращения. В настоящее время Стамбульский протокол активно используют Казахстан, Грузия и другие постсоветские страны. Таубина предложила включить положения протокола в нормативно-методическую базу Минздрава и ФСИН.
Первый заместитель руководителя УОМСО ФСИН России И. И. Ларионова рассказала об участии в единой информационной базы по лечению ВИЧ-инфицированных, информация в которую поступает по защищенным каналам. В настоящее время в УИС находится 64 тысячи ВИЧ-инфицированных, что на 6% меньше, чем в прошлом году.
Антиретровирусной терапией охвачено 48% ВИЧ-инфицированных.
Новая редакция постановления №54 позволила представлять к освобождению по болезни ВИЧ-инфицированных на стадии 4-В, что раньше было невозможно. Эти люди освобождаются в таком состоянии, что могут продолжить лечение на свободе и улучшить свое состояние здоровья.
Больных туберкулезом в УИС меньше 20 тыс. чел. Однако эти больные страдают туберкулезом с широкой лекарственной устойчивостью, что делает их лечение дорогостоящим.
Обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации в 2018 году составило 85% (согласно разработанной дорожной карте планировалось выполнить на 77%). Для инвалидов оборудуются приспособленные рабочие места.
Ежеквартально ФСИН подает в Минтруд отчет о положении инвалидов в УИС. В 2019 году в больницах ФСИН будут созданы палаты паллиативной терапии.
Планируется проведение марафона здоровья с привлечением ведущих врачей для посещения учреждений УИС с целью более раннего выявления заболеваний. Повышенное внимание уделяется среднему фельдшерскому звену. В большинстве учреждений обеспечивается круглосуточное дежурство фельдшеров.
Решается вопрос о том, чтобы дети, находящиеся в домах ребенка, могли посещать гражданские детские сады.
Смертность снижена с 3071 до 2729 человек, или на 11%, в т.ч. от болезней — на 10%.
Бывший осужденный Бакулин А. А. обратил внимание на то, что в ИК г. Клинцы и Новозыбков радиация в несколько раз превышает норму. Бывший осужденный и врач-травматолог С. Корчевский рассказал о том, что в ИК-6 Клинцов отбывало наказание шесть врачей, однако в лучшем случае они находились на должности санитаров.
Я начал свое выступление с положительных изменений в тюремной медицине, произошедших в 2018 года:
- Расширение коечного фонда больницы им. Ф. П. Гааза (после сокращения коек в МОБ возник дефицит коек в стационарах УИС на северо-западе России);
- Начата подготовка младшего медперсонала для ухода за лицами, нуждающимися в постороннем уходе;
- Произошло снижение смертности, увеличение удельного веса освобождаемых по болезни;
- Введены в штат медучреждений ФСИН клинические психологи;
- Происходит ранняя профилактика снижения иммунного статуса у ВИЧ-инфицированных
- Не было допущено в последние четыре года массовых перебоев с лекарствами.
Вместе с тем не решен ряд важных проблем.
- Усилилось давление со стороны следствия на тюремных врачей и специалистов органов здравоохранения. Ярко это можно увидеть на примерах Вячеслава Дерева и Александра Шестуна, которые из-за происков высокопоставленных следователей вот уже полгода не могут попасть в больницу им. Бакулева. Я предложил, чтобы о каждом случае такого давления врач докладывал рапортом или докладной.
- Не решен вопрос о проведении один раз в три года, как это положено в отношении взрослого населения России, диспансеризации лиц, находящихся в учреждениях УИС.
- По-прежнему проблемным является получение выписки из медицинских документов заключенными. ПВР СИЗО и ПВР ИУ содержат невнятные нормы в части права заключенных получить и хранить при себе выписки из медкарт и историй болезни. На местах споры между пациентами и администрацией учреждений УИС чаще всего решаются в пользу вывода о том, что таким правом пациенты не обладают.
- Заключенных не информируют о порядке выдачи письменного согласия на предоставление информации о состоянии своего здоровья.
- Многие инвалиды не знакомы со своей ИПРА и не имеют ее на руках.
- Не достаточно используется такой механизм поддержки больных осужденных, как продовольственная посылка по медицинским показаниям.
- Приказ ФСИН России №696 от 2016 года, регламентирующий организацию питания осужденных, до настоящего времени не предусматривает диетического питания при ряде тяжелых заболеваний, например при панкреатите.
- Неоправданное налагание взысканий и помещение в запираемые помещения в отношении осужденных, допускающих нарушения под влиянием не преступной воли, а имеющихся у них психических расстройств.
- Известны случай, когда больных клаустрофобией помещают в камеры ШИЗО или ПКТ.
- Несвоевременно предоставляются технические средства реабилитации.
- Продолжается практика направления в ШИЗО и ПКТ тяжело больных осужденных.
Участники круглого стола вместе с Ларионовой И. И. наметили пути решения этих проблем.
На середину марта 2019 года намечено совещание руководства УОМС ФСИН России с правозащитниками.