Примерно так работает стратегическая тяжба и системное влияние силами «Агоры». История началась с 2009 года с отказа органов опеки Светлане Изамбаевой оформить опеку над младшим братом из-за ее ВИЧ-положительного статуса. Затем было несколько дел с подобными отказами для носителей вирусных гепатитов. Затем серия решений ЕСПЧ по этому вопросу. Потом постановление Конституционного суда РФ. Закончилась история изменениями в Семейный кодекс РФ в конце прошлого года.
Вчера Балашихинский городской суд Московской области разрешил ВИЧ-положительной женщине усыновить ребенка, рожденного для нее ее собственной сестрой с помощью искусственной инсеминации, сообщил адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Ильнур Шарапов, представляющий интересы этой семьи.
«Наконец-то поставлена последняя точка по поводу усыновления ВИЧ-положительными своих родственников. Дело заявителей пересмотрено на основании решения Конституционного суда, куда мы обращались. Наше заявление удовлетворено и семья воссоединилась и в юридическом смысле», — отметил Шарапов.
Он напомнил, что заявительницу заразили ВИЧ и гепатитом С в медучреждении, куда она обратилась после безуспешных попыток забеременеть. В итоге она чуть не умерла и родить сама больше не могла.
Конституционный суд России в 2018 году по жалобе этой семьи из Подмосковья признал незаконным запрет ВИЧ-положительным родственникам усыновлять детей. Дело в КС вел адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев, а в ЕСПЧ — адвокаты Ирина Хрунова и Ильнур Шарапов. В связи с этим в Семейный кодекс РФ в декабре прошлого года внесли соответствующие поправки.