Как-то карикатурист Сергей Ёлкин ответил тем, кто требовал от него картинок с конструктивной критикой. «Карикатура — это хулиганство и глумление, — заявил он. — Она не обязана соответствовать реальности или вашему представлению о ней. Художник-карикатурист, как голубь, который может нагадить на памятник Ленину, на автомобиль «Бентли» или на платье невесты без всякой предвзятости».
Полагаю, что это справедливо и для сатирических жанров в журналистике. Сколько себя помню, столько чиновники и требовали от журналистов «конструктивной критики». Чтобы автор не только пожурил его, но и просветил по части эффективного исполнения им государственной службы на благо страны и народонаселения. А ежели отсутствует просветительский мотив, то это глумление и зубоскальство.
Но как, скажите, реагировать, если чиновник свои жлобские интересы прикрывает патриотизмом и заботой о благе народном, а его деяния на поприще государственной службы, отмеченные медалью «За заслуги перед Отечеством» и десятком грамот, не подпадают под уголовную статью? Остается только глумиться и зубоскалить. В том числе и над его липовыми наградами, которые в народе справедливо называют насыпухой.
А что делать чиновнику? Терпеть! Сжать зубы и терпеть. И стараться хотя бы не подставляться. Или протащить в уголовное законодательство статью об оскорблении чувств государственного служащего.