В связи с огромной рождаемостью, даже несмотря на высокую детскую смертность, дети составляют около населения страны.
В отличие от Индии или Эфиопии, детей в лохмотьях или с явными признаками заболеваний я не видел. Впрочем, в отличие от которых своих мам, все дети худые.
Начальное образование в Гамбии — это шесть лет обучения. Оно не является, к сожалению, обязательным и является платным. Правда, стоит не дорого даже по масштабам Гамбии — две тысячи даласи в год. Обучение в средней школе стоит 3500 даласи.
Посещенная нами в Серекунде частная школа произвела на меня сильное впечатление.
Школа занимает несколько участков. На одном из них разместилась подготовительная школа. На прямоугольнике размером примерно 50 на 50 метров буквой «П» находится одноэтажное строение со входом со двора, пыльный двор, одинокое дерево и помещение туалета. В строении — восемь классных кабинетов и помещение для персонала. В одном из кабинетов — компьютерный класс. Кабинеты напоминают загончики и отгорожены от двора стенкой метра в полтора.
В большинстве из кабинетов шли занятия: дети от 6 до 8 лет, как мне вначале показалось, пели какие-то песни. В каждом кабинете детей было человек по 25. Затем я понял, что они таким образом заучивают названия месяцев, животных, стран, городов и т. д. Из оборудования в кабинете — парты, стулья, учительский стул, доска. Хотя площадь школы очень компактная, конструкция классов такова, что хотя половина стены со стороны двора у них отсутствует, звуки пения в соседних классах не слышны.
Учебные пособия нарисованы на стенках во дворе. Правда, в школе есть компьютерный класс, созданный за счет компьютеров, оплаченных туристами.
Школа «Пальма-Мери» является частной. Директор школы является ее владельцем. Он назвал школу по имени своих отца и матери директора. Сам директор школы из Сьерра-Леоне. Но его жена является гамбийкой. Эту школу он построил сам.
Школа является начальной, и обучение в ней длится шесть лет. Кроме того, открыто три класса средней школы. Большинство родителей платить не могут.
Значительную помощь оказывают туристы, которые оплачивают за обучение из наиболее бедных семей. Обучение ребенка в год в этой школе стоит 6000 даласи. Зайдя на сайт школы, они могут найти данные о тех детях, которые нуждаются в оплате обучения. Внеся эти деньги, жертвователь получает возможность не только следить за тем, как они тратятся, но и как учится его подопечный.
На прощание в большую коробку мы сложили привезенные с собою подарки: конфеты, печенье и просто деньги.
Государственные школы выглядят получше: они имеют более просторные здания и спортивные площадки.
Боюсь, что без обязательного хотя бы 8-летнего и бесплатного образования Гамбия так и останется страной массовой бедности и безработицы.
|
|
|
Город Банжул, урожденный Батерст, был основан на впадении реки Гамбия в Атлантический океан.
Гамбийцы переименовали колониальный Батерст в Банжул абсолютно зря, так как лорд Батерст, министр иностранных дел времен короля Георга Четвертого (в одной из статей Википедии он ошибочно назван секретарем министерства), сыграл очень важную роль в борьбе с рабством. И это при том, что в 500 километрах отсюда, в Мавритании, рабство отменили только в 1970 году и запретили лишь 10 лет назад, последней среди стран мира.
Хотя Банжкул и является столицей, по населению он занимает только 4-е место среди городов Гамбии.
Самое высокое здание Банжула — Арка Победы, имеющая высоту 26 метров. Джамме воздвиг ее в память о перевороте 1994 года. Арка имеет 4 колонны, между которыми находится проезжая часть дороги, лифт, который не работает, и помещение, в котором согласно туристической информации находится музей текстиля, а на самом деле — экспозиция фотографий из истории страны.
Центральная тюрьма Гамбии, Госпиталь г. Банжула, Юридическая школа, Верховный Суд, Мэрия — все эти здания находятся на одной улице. Хотелось бы надеяться, что такое соседство случайно.
Кстати, этой осенью в Банжуле выбирают мэра. Один из кандидатов в мэры ставит во главу угла благоустройство столицы. Ничего не могу сказать за банжульцев — может быть, у них другие приоритеты, но я бы проголосовал за этого мужика: не говоря о кучах мусора и фасадах, давно нуждающихся в покраске, я увидел в центре города дороги, вымощенные … разбитым строительным мусором.
Главный рынок Банжула — Альберт-маркет. Мы попали туда в воскресенье, когда большая часть павильонов была закрыта. Однако продавец нумизматической лавки приехал туда специально ради нас. Кстати, о честности местных жителей (кроме «добровольных проводников») свидетельствует интересный факт: менее ценные монеты продавец оставляет на столе. Там они и лежат, несколько тысяч монет последних 70 лет, реклама его бизнеса и барометр честности простых гамбийцев.
Сильное впечатление производит здание парламента, светлое, футуристическое, похожее на стадион. Возможно, это самое интересное здание в достаточно унылом Банджуле.
Проехав мэрию, Верховный суд и тюрьму, мы увидели одно из самых масштабных зданий Гамбии — стадион. На нем Джамме проводил парад, посвященный годовщине переворота, А. Барроу принимал вторую присягу (первую он принял в посольстве Гамбии в Сенегале, когда, проиграв выборы, Джамме отказывался покидать свой пост). В перерывах между матчами и политическими мероприятиями на стадионе по тысяче-две долларов продают германские мерседесы 1990-х годов выпуска.