В понедельник некоторое затруднение у публики и частично у спикеров вызвал сам жанр нашего цикла – рассуждения о своих идеалах. Выяснилось, что «идеал» многими воспринимается как нечто сугубо общественное, не имеющее отношения «ко мне лично». Оказалось, как-то непривычно думать о собственных идеалах, даже нескромно. В этом смысле сама установка цикла – «мой идеал» – ставит человека в некое неловкое положение.
Но общественные идеалы, если уж они признаны, рождаются в стихии и конкуренции личных идеалов. Не создавая личные идеалы, мы не создаём и общественные. При этом, по-моему, очевидно, что наше общество – общество без идеалов (и не только наше – весь Запад живёт в глубоком идеалодефиците, то есть живёт по привычке). Нет, конечно, идеалы у нас есть: и личные, и общественные, но все они какие-то вынужденные – идеалы на безрыбье. Наш идеал во всём – лишь бы хуже не было. Наше лучшее будущее – это не ухудшающееся настоящее. Мы даже не по привычке живём, как западники. Мы живём, мечтая пожить по привычке.
Идеал – это высшая ценность или наилучшее, совершенное состояние чего-то очень важного. Но совершенство не развивается. Всякий идеал – это обязательно некое конечное состояние, после которого не может быть ничего, кроме глубокого удовлетворения.
Да, идеалы живут только в нашем воображении. Если вдумываться в конкретные идеалы конкретных людей и обществ – то они не более чем фикция и даже абсурд, но это милые сердцу фикции и невероятно жизнеутверждающие абсурды. Ни одно по-настоящему большое дело, частное или общественное, не зарождалось без идеалов. Общество без идеалов – общество малых дел. Человек без идеалов – маленький человек.
Если старые идеалы явно поумирали или превратились в пропагандистскую жвачку, а новых идеалов что-то не видно, значит, идеалы нужно сочинять, и на первых порах чем больше и разных – тем лучше.
Сегодня, в четверг, о своём идеале Перми расскажут: самый свободный пермский политик, невыездной предприниматель и едва ли не единственный настоящий пермский меценат Андрей Агишев и самый загадочный и импозантный пермский журналист и народный культуртрегер Иван Козлов.
Андрей Агишев: «Попытайтесь покинуть Пермь, потому что других вариантов нет. Только сделав это, вы сможете увидеть Пермь такой, какая она есть, понять её и даже полюбить».
Иван Козлов: «Нужно создавать города, в которых невозможно не быть влюблённым. Создайте в Перми собственный город «индивидуального пошива», изобретите собственную пермскую картографию: и в конечном итоге только такой, наполовину придуманный город и становится идеальным».