Продолжаю публикацию своих впечатлений от поездки на Крит.
2. Что меня удивило на Крите?
В этой некогда самой развитой части Европы нет и не предвидится железных дорог.
Зато автобусы ходят бесперебойно. Как и в Италии, каждая автобусная остановка имеет свой номер. Кондуктор носится по автобусу, успевая продавать билеты, объявлять остановки, загружать и выгружать багаж в недра автобуса и помогать маломобильным пассажирам.
Местная водка — ракия — имеет крепость от 35 до 43 градусов, делается на анисе, и поэтому имеет удивительно неприятный вкус.
Зато греческий 38-градусный коньяк метакса можно купить в местном универсаме. Правда, метакса почему-то очень быстро заканчивается. Названа она по имени ее создателя Спироса Метакса, построившего в Греции в 1888 году первый перегонный завод. С греческого его фамилия переводится как «торговец шелком».
Местные вина почему-то оказались в основном сухими. Как ни странно это выглядит, хорошего вина на Крите я так и не попробовал. Хотя в венецианские времена именно с Крита на Русь завозили густую и сладкую мальвазию, которая некоторое время даже была на Руси синонимом вина.
А в Ираклионе я даже попробовал вино, как вначале подумал, с запахом плесени. Но подумал я так совершенно зря. Это оказалась знаменитая рецина: вино, которое делается с добавлением сосновой смолы. Раньше сосновой сосной емкости с вином закупоривались. Теперь смолу добавляют в виноградное вино для вкуса и аромата. Рецирование вина разрешено только в Греции. Хотя в России сосен будет побольше, чем в Греции, в России его не производят. Хотя и поставляют из Греции в небольшом количестве, так как вино это на любителя.
Зато меня порадовало козье молоко; оно продается прямо в супермаркетах и имеет несколько разновидностей. С собой в Москву прихватил полтора литра.
Среди необычных продуктов питания на Крите — плоды кактуса опунции или берберийские фиги. Этот вкусный сочный плод я не забуду по своему пребыванию на Мальте 20 лет назад: увидев созревшие плоды опунции, я решил их попробовать, не зная, что в них много маленьких острых и малозаметных колючек. Вытаскивал я их потом из своего рта и языка не один час.
Самое дешевое из горячих блюд критских таверн, кроме пицы, пита гирос, нечто навроде нашей шаурмы, но с жаренным картофелем и большими ломтями копченого мяса. Стоит это удовольствие от 2,5 до 3,5 евро. Вернувшись в Россию, я обнаружил, что пита гирос под названием «пицы гирос» уже добралась до моего родного Отрадного.
За восемь дней нахождения на Крите я ни разу не видел ни правонарушений, ни полицейских. Единственный раз, гуляя по набережной Херсонисоса, набрел на полицейский участок. Ни забора, ни колючей проволоки, ни охраны я там не увидел.
Раньше вся Греция была разделена на номы. Номов было 57, в т.ч. четыре на Крите. Прошедшая недавно административная реформа упразднила номы и разделила страну на новый вид административных единиц с необычным названием «периферия». Одной из таких периферий является Крит. Всего периферий 13, и их возглавляют перифериархи, избираемые на пять лет. Однако хитрое греческое правительство ограничило власть периферий, объединив их в семь «децентрализованных администраций», главы которых назначаются правительством.
Чтобы придать административной реформе популярность, ее назвали «Программа Калликратис» в честь архитектора Калликратоса, возведшего «Длинные стены» вокруг Афин и Парфенон. Интересное, греческое местное самоуправление в процессе укрупнения местного самоуправления также ломали через колено, как российское в 2017 году? Наверное, нет, так реформу самоуправления подсластили пилюлей в виде увеличения объема налогов, которые остаются в ведении органов самоуправления.
Остров Гавдос, расположенный в 35 км к югу от Крита, – самая южная точка Греции и Европы — часть периферии Крит.
С Крита можно отправиться на экскурсию на знаменитый остров Санторини (или Тира), примерно половина которого ушла под воду 3500 лет назад в результате извержения вулкана Санторин. Теперь на месте вулкана — заполненный морем провал, вокруг которого, в основном с восточной стороны, находится то, что осталось от острова Санторини. Я думаю, что именно гибель развитой цивилизации Тира, родины оливков, одного из центров минойской цивилизации, и стало прообразом платоновской Атлантиды.
Раскопанные селения Санторини археологи обнаружили под 4-метровым слоем вулканического пепла.
Но люди все равно вернулись на этот остров в центре Эгейского моря. Сейчас на нем живет более 15 тыс. человек. На Санторини отправляются многочисленные экскурсии, и на корабле, и на самолете, но времени добраться туда мне не хватило. До сих пор ругаю себя, что так и не выбрался в это место.
Повсеместно продаются шубы и изделия из кожи. Уж всю Россию вряд ли, а Москву в них можно одеть запросто. Увы, минули те времена, когда шубу можно было купить за 500 евро. Теперь цены начинаются минимум от тысячи, а то от полутора тысяч.
Кроме них, популярны оливки и косметические крема из оливкового масла, огромные полотенца с изображениями на критскую тематику, расписанные глазурью вазы и пиалы, как братья-близнецы похожие на те, что я 10 лет назад покупал в Турции, тарелки, кувшины и кружки с росписью на греческие и критские сюжеты, различных размеров и функциональных назначений копии фестского камня.
Кстати, оливки были впервые культивированы на Санторине примерно 7 тыс. лет назад, получили распространение на Крите, а уже с Крита отправились на материковую Грецию. На Крите растет около 35 млн оливковых деревьев. Вроде бы много, но олива начинает плодоносить только в 20 лет, дает урожай один в два года, через 4–5 после цветения. Сегодня Греция — на третьем месте по производству оливков, почти в два раза отставая от Испании.
Одна из самых интересных экскурсий — Самарийское ущелье. При высоте скал в 600 метров оно имеет ширину от 150 до 3 метров и почти нетронутую технологией природу. Так как все его 16 километров надо пройти пешком, то от этой экскурсии я воздержался. Может быть, в следующий раз.
Крит знаменит своими пещерами: в Идейской пещере, по легенде, родился Зевс, в пещере Психро Гера прятала новорожденного Зевса.
Среди критской растительности возвышаются похожие на вышки зонтичные хвойные растения. Это араукарии с остро Норфолка. Как их сюда занесли, неизвестно, но на Крите они прижились и господствуют над местной флорой, глядя на нее сверху вниз.
Главными достопримечательностями местной фауны являются дикие критские козы кри-кри и критская кошка. Считалось, что критская дикая кошка вымерла (открыли ее, кстати, совсем недавно) пока в 1997 году ее не обнаружили на малонаселенном плато в глубине острова.