От редакции: Правозащитник Павел Чиков 31 июля написал в своем блоге о том, что осужденные экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев, бывший глава Кировской области Никита Белых и экс-глава ФСИН России в своих исправительных колониях (ИК) получили должности библиотекарей. «7x7» попросил правозащитника Алексея Соколова, также сидевшего в колонии, рассказать о своем опыте: что значит быть библиотекарем и кто может претендовать на эту должность.
Чтобы понять, что собой представляет работа библиотекаря в колонии — достаточно посмотреть фильм «Побег из Шоушенка», вот там эта работа показана во всей красе. Человек приходит на работу, сидит книжки перебирает. В отряд приходит только ночевать.
Библиотека — это отдельная комната, в которой заключенный чувствует себя вольготно, он может создать себе там уют, диван. Он целый день может смотреть телевизор, это, как говорят в военных частях, такой кубрик. Там есть небольшое помещение, где выставлены стеллажи с книгами, не более.
Библиотекарь может с утра выйти и пойти из локального участка своего отряда в библиотеку и находиться там целый день. Может себе насобирать каких-нибудь помощников, чтобы книги ремонтировать, стулья передвигать. Если у библиотекаря хорошие отношения с администрацией — они могут ему одного-двух помощников, уборщика дать.
Это делается для того, чтобы увести человека от режима содержания. В отряде приходится находиться в общей массе, где постоянные конфликты и т. д. и т. п., а тут человек предоставлен сам себе, тихо сидит у себя в каморочке, отдыхает, читает книги. Предоставлено право человеку побыть с самим собой наедине.
Это пролонгированная привилегированная должность, которая предоставляется только избранным осужденным. Если, например, в колонии есть человек со специальным литературным образованием — ему могут в этой должности отказать, а какого-нибудь, например, пастуха, который пишет доносы, на эту должность взять. Эту должность нужно заслужить у руководства колонии. Или сотрудничая со следствием.
В России библиотеки в колонии — это небольшое помещение, в котором жалкий библиотечный фонд, книжки в основном формата массовой культуры, боевики, триллеры. Никакой научной, юридической литературы там нет, подписок там тем более нет.
Вообще даже попасть в библиотеку простому осужденному очень тяжело, не стать библиотекарем, а попасть в библиотеку.
Потому что библиотека, как правило, находится вне жилых отрядов, расположена, как правило, в административных зданиях, в здании столовой или в здании профтехучилища. Чтобы обычному заключенному просто сходить взять или поменять книгу, нужно обращаться к завхозу, чтобы он его довел. А завхоз может довести, но только за дополнительную плату — чай, сигареты — это их внутренняя валюта, которой они расплачиваются между собой.
Когда я отбывал наказание, генерал Шаешников, бывший начальник УФСИН по Красноярскому краю, приказал начальнику колонии меня трудоустроить. Я работы не боялся, но мне предложили работу библиотекаря. Я согласился, рассказал о своих планах, о том, что обновлю фонд, напишу письма во все министерства и ведомства, не только Красноярского края, но и федерального значения, привлеку организации, чтобы это все обновить, расширить помещение. Как только я описал план действий — все изменилось. Они трудоустроили меня в теплицу убирать помидоры. Никому это не надо — какие-то книги, какой-то фонд, какие-то письма. Они приходят на работу отбыть повинность в выполнении своих должностных обязанностей, которые в большинстве регионов России за них выполняют именно заключенные. Потому у нас активисты — основная команда надсмотрщиков над спецконтингентом.
Я один раз сходил в библиотеку — меня вывел сотрудник колонии. Я специально позвонил в дежурную службу и попросил: «Отведите меня в библиотеку». Второй раз меня вывел дневальный (завхоз). И больше в библиотеку я попасть не мог. Сотрудникам колонии некогда выводить и завхозу некогда — он сериал по телевизору сидит смотрит. Если бы я ему дал пачку сигарет, он бы с удовольствием меня туда сводил.
Библиотекарь — номинальная должность, и она ни к чему не привязана, просто человек находится там. Библиотекарь может находиться наедине с самим собой, это редкая удача для тех, кто находится в системе исполнения наказаний. Там большая скученность и об уединении люди только мечтают. А библиотекари и сапожники имеют такую возможность, но сапожники хотя бы ремонтом обуви занимаются, а библиотекарь сидит телевизор смотрит целый день.
В точку)....
Посадили мужиков зазря, так хоть условия создали более или менее... Чай, не звери...