Две геометрическо-философские идеи запомнились мне в Венеции.
Крест.
Внутри Собора св. Марка есть крест. Что же тут странного? В каждом христианском храме есть крест. Но где еще этот крест - объемный. Это не две перпендикулярные линии: вертикальная и горизонтальная, это три линии, по "числу координат". Есть еще линия "вдаль" или "прямо". Поэтому, с какой стороны мы бы не смотрели на крест: спереди, сзади, сбоку - мы все время видим примерно одно и тоже.
Конечно, на самом деле в кресте собора больше линий, и они немного изогнуты, три лишь основных направления, сформированных более сложной композицией. В армянских крестах обычно вообще нет прямых линий, здесь же дуг меньше, но они есть. Это усиливает эффект креста одинакового со всех сторон: прямо и слева, и справа, и сверху.
Мозаики под колоннадой собора.
В них чувствуется влияние востока, как и во многом в Венеции, но это влияние умеряется чувством такта и гармонии, оставаясь скорее шуткой. Мозаики состоят из орнаментов, где геометрический расчет соседствует с художественной мыслью. В основе орнаментов круги, узлы, спирали, мне это хорошо знакомо. В орнаментах есть места напряжения, центры кульминации - где сходятся разные узоры,композиции. Я присмотрелся к этим центрам. Как мастера создавали кульминацию своего расчета?
Там просто - красивый камень. В центре узора то черный камень с белыми вкраплениями в стиле Кондинского, то цветная порода. Тут нет никакого расчета, только естественное состояние вещества, отобранное и показанное мастером, ушедшим на второй план и сделавшим случайную красоту раскола породы художественным центром своего творения.
Человек видит только то, что хочет видеть. хотя весь Мир в его распоряжении, и обычно даже не понимает, куда он идёт...
Все мы таковы...
https://youtu.be/mVlM035ne2M
Кандинский
... в стиле Кандинского ...