К 75-летию Воркуты стартовал арт-проект «Воркута. Я здесь седел». Он посвящен людям, отдавшим этому непростому городу многие годы жизни, которые в прямом смысле здесь седели. Герои проекта – люди. Чаще широкой публике не известные, но их мысли, слова и опыт уникальны.
Валентин Дороговцев, строитель, родился в 1940 году, в Воркуте 60 лет.
Дед мой Иван Щелоков четырежды рецидивист – четырежды «изменник Родины», еще с гражданской войны. Прошел и Соловецкие лагеря. Отец тоже. Оба репрессированные и реабилитированные. И сын «изменник Родины» – уехал в 80-х в Израиль. С ним не общаюсь много лет, а с дочкой да. Она тоже там живет.
Монотонность жизни в Воркуте сложно разбавить, особенно зимой. Душа рвется к солнцу, в тундру. Есть у меня «дача» за поселком Советский на берегу Юнь-Яги. Река, пляж, костер. Есть и другие «дачи» вокруг. Там я отдыхаю и думаю.
Много лет назад знакомый мой Василий Веденков с юга пришел в Воркуту пешком. Так хотел сюда попасть. Я не верю, что лучшие годы Воркуты впереди.
На Руднике раньше уток стреляли, еще не было домов. Сейчас поселок брошен. Пройдут года и природа вернет своё. Всё циклично.
Главный человек в моей жизни – я.
Характер у моей мамы был как у меня – покладистый, терпимый. Одна вырастила троих детей. Очень давно приезжала ко мне в Воркуту в гости, со своей внучкой нянчилась.
Меня гложет то, что я скоро ослепну, не знаю точно когда.
Люди вокруг умирают. На местном кладбище около 20 моих близких, знакомых, друзей. Я в таком возрасте, что уже хочется вернуть в свою жизнь тех, кого раньше из нее вычеркивал.
Жить в Воркуте не могу в декабре и январе.
Приехало нас в Воркуту по трудовому призыву человек 20 с техникума, ровно 60 лет назад. Мы сразу с поезда пошли на танцплощадку на бульваре Победы. Как говорится – с корабля на бал.
Начал строить Воркуту с шахты Халмер-Ю. Сколько объектов строил сказать не могу – наверное, все.
В Воркуте нет теней. Это очень тяжело. Я был в музее Арктики когда-то, там видел настоящие скафандры, в которых работали полярники. В нашем городе они тоже нужны.
Верхушки кустарников в тундре сухие, потому что их зимой сжигает холодом. Представляете что такое 20 градусов мороза и 20 ветра?
Воркутинцы – исключительные люди, сплоченные. Иногда даже слеза идет. Денег занимали друг другу без расписок.
Угораздило жениться на иностранке. Сама она в Воркуте жила с 1948 года. Тоже уехала в Израиль и дети. Летал к ним пять раз. Там тоже есть воркутинцы. Знакомая дочки, например, училась в 16-й школе.
Не держу ни на кого обиду и злость. По молодости – где-то да, в работе, в жизни. Сейчас нет. Всех давно простил.
Автор проекта – Дмитрий Жидков. Фото – Олег Гречухин. Текст – Александр Литвинов.
ДА....наша Жизнь на любимом Севере! Те, кто остаются здесь, добровольно, знают ТОЧНО, что НАВСЕГДА, сознательно избрав *второй половиной* - Север. Он же выбирает только сильных и самоотверженных, покоренных только Ним. Судьба. Литвинову А. и Жидкову Д..... СПАСИБО.
Простите, но разве до вас на севере не жили люди? Жили и живут. Как-то им в голову не приходит, что они особенные, вроде героев, да еще самоотверженных. Живут, потому что родились там, предки их там жили.
Наверное, где-то Вы правы. Однако...Я всю жизнь прожила с уверенностью, что Я - особенная. Да, уже на склоне лет и, смирилась с этим....
Вообще, думаю, что люди покинув, осознанно, родные места и прикипев к Северу, ЛЮБЯ
Его такого непредсказуемого и порой
жестокого ...самоотверженные. Может и, НЕ герои, в Вашем понимании, но и НЕ посредственности.
Я как -то писала, что приехав из Донбасса, много беженцев вернулись вновь, домой. Но
многие остались, купили уже квартиры и, к ним приехали жить в Воркуту...их родственники. Что интересно, что уехало бы еще больше земляков в Донецк, Луганск, но запротестовали их дети - школьники. Они тоже полюбили Север. Думаю, что эти дети ...тоже особенные! Я рада за них. Стараюсь помогать, чем могу. Да, уже из тех, кто уехал ....некоторые возвращаются. Им труднее всего, т.к. много проблем в УФМС. Однако, там тоже понимают, почему возвращаются вновь беженцы в Воркуту. Значит полюбили северную Воркуту и да, НЕ от хорошей жизни.
Меня всегда смешила героизация в советских газетах так называемых первопроходцев, покорителей севера, которые зачастую жили в поселке в 3-х километрах от деревни местных.
Всё суета. Где теперь эти поселки героев? Сами себя обманывали.
Ну, к Воркуте-то это не имеет отношения, ни в части героизации покорителей севера, ни в части местных деревень. Деревень там сроду не было - климат не то́т, и первопроходцы не сильно по доброй воле там оказались, вольнонаёмные, конечно, тоже были, но в силу обстоятельств, непростых.
Насчет деревень вы неправы. В крайнем случае мне известна одна такая деревня - Сивая Маска, заложенная и обжитая ижемцами еще до революции 1917 года. Уже потом, в 50-е годы, в в километрах 10-ти, появился одноименный поселок. О судьбе деревни ничего не знаю.
Поселок возник, по всей видимости, на месте лагеря. А в деревне было отделение совхоза.
Правильное название деревни - Сивый Мазай - по прозвищу и имени основателя. Уже на русском языке Сивый Мазай превратился в Сивую Маску.
Сивая Маска - это почти курорт в сравнении с Воркутой. Мы по грибы туда ездили из Воркуты.
Есть не менее древняя деревня Елец. Или там тоже курорт?
не деревня это, а ж.д.станция Елецкая, с 1949 года. Теоретически там можно выжить, т.к. все-таки это уже лесотундра, может что-то и вырастет, картошка, например, но, думаю, привозят, скотину можно зиму прокормить сеном, если не померзнет, конечно, она (скотина) Живут там чуть более 500 человек, скорее выживают. В Сивой Маске, кстати, тоже человек 500 живут, ж.д.поселок с 1959 года. Есть еще Собь, там красота (географически ЯНАО). многие воркутинцы туда ездят покататься на лыжах, просто отдохнуть. грибы- ягоды. Но - север. Буду благодарна, если напишете, как люди выживали ближе к Воркуте, что ели, где жили, даже, если предположить, что ели они оленей, а пили снег, то не совсем понимаю как можно было прокормить тех же оленей. Из детства помню, в 60-х, заезжали к нам иногда ненцы на оленьих упряжках, продать оленьи шкуры, мясо, прикупить продуктов, что в тундре не растут, сгущенку там, сахар, алкоголь и т.п. Интересно было бы почитать труды историков-исследователей коми края, опять же относительно воркутинских деревень. Назовите таковых, ведь откуда-то вы узнали про деревни.
Плохо вы знаете свою историю, вернее историю до вас. Деревня Елец уже была указана на карте 1918 года. Старое и истинное название - Еле Сандыр - по имени основателя Александра Елисеевича.
А никто не знает. Кроме ссылок на указание в картах 1918 года Еле Сандыр, и толкования этого названия со словом "вероятно", ничего не нашлось. Рассказать, видимо, было некому об этих деревнях. Кроме точки на карте (а мне карта с такой точкой даже не попалась) как-то ни слова больше. Может и был какой зимник/летник на случай непогоды для кочевников, да и все, потому как никто ничего точно не описал, и не точно тоже.
Википедия выдает, что в состав административно-территориального образования и городского округа входят 16 населённых пунктов, в числе них 2 деревни.
деревня Никита - число жителей 0,
деревня Елец - число жителей 7 человек с ссылкой на
Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, поселений и населённых пунктов.
О деревне Сивой Мазка слышал от уже покойной матери. Она подростком в 1941-1942 г г жила у родственников в Сивой Мазке. Приехала в начале лета погостить и из-за начала войны застряла на год.