Проработав 10 часов подряд до начала пятого утра, конференция Московского «Яблока» определилась с тем, кто же будет кандидатом в мэры Москвы. Однако решение конференции не было признано... счетной комиссией.
Не секрет, что застройщикам, мечтающим превратить Москву в одну сплошную вечную строительную площадку, сильно не нравится лидер московского «Яблока» Сергей Сергеевич Митрохин. И тут повезло: праймериз по выдвижению кандидата в мэры от «Яблока» выиграл не Митрохин, а менее опытный, хотя умный и порядочный Яков Якубович. Однако сразу же после праймериз Якубович, почувствовав во время праймериз, насколько огромным должен быть опыт кандидата в мэры, сделал мужественный и мудрый шаг, сняв свою кандидатуру.
8 июня в 18:00 в офисе «Яблока» на Пятницкой начала работу вновь избранная конференция Московского «Яблока». В зале собралось более 150 человек — делегатов, районных депутатов, журналистов, общественных деятелей. Тяжелая участь по ведению конференции досталась мне.
Но сложные нормы устава партии не позволили конференции взять и выдвинуть понравившегося ей кандидата: по уставу, кандидатуру должен был предварительно согласовать Исполком партии, состоящий из председателя и ее заместителей. Но Исполком рекомендовал отнюдь не Митрохина, а Елену Леонидовну Русакову, главу муниципального округа Гагаринский, прекрасного депутата, но намного менее сильного политика. На праймериз она заняла только четвертое место.
10 часов делегаты конференции и Исполком партии пытались убедить друг друга. Сильный эмоциональный фон создавали некоторые несдержанные делегаты и гости, которые, как говорится, за словом в карман не лезли и страшно обижались на меня, когда я пытался остановить их словесные извержения.
С самого начала по результатам голосования было видно, что Митрохин лидирует с явным перевесом. Большинство отклонило безальтернативную Русакову и попросили Исполком согласовать двух кандидатов — и Русакову, и Митрохина. Естественно, что Исполком намного лучше москвичей знал, кто и что нужен Москве, и согласился согласовать обе кандидатуры лишь при условии, если конференция зарегистрирует еще 257 членов партии, а кандидата выберут не на конференции, а на общем собрании.
Так как идея собрать 400 человек в середине июня показалась делегатам сомнительной, а большинство новичков относились к сторонникам Максима Каца, имевших о деятельности Митрохина несколько фантастические взгляды, конференция этой идеей не прониклась и 30 голосами за Митрохина при 22 голосах за Русакову поддержала Митрохина.
Но не тут-то было: счетная комиссия постановила, что решение не принято: нет, мол, согласования Исполкома.
Конференция вновь обратилась к Исполкому с просьбой согласовать кандидатуру Митрохина. Но Исполком как-то не проникся идеей выдвинуть кандидату бывшего депутата Мосгордумы и председателя партии кандидатом в мэры. После получасового заседания Исполком вновь согласился выдвинуть обоих фигурантов, но лишь для голосования на общем собрании и лишь после регистрации на общем собрании.
Противоборство Исполкома и делегатов Московского «Яблока» на этом не закончилось. Большинством в один голос (многие делегаты к трем часам ночи уже покинули гостеприимный офис партии) конференция обратилась к Бюро партии с просьбой срочно собраться и согласовать кандидатуру Сергея Митрохина.
Предположительно через неделю конференция продолжит свою работу.
Для меня было важным, что, несмотря на нешуточные страсти, люди не переругались, а старались услышать друг друга.
«Теперь вы понимаете, почему, несмотря на все трудности и удары, наша партия живет и развивается?» — сказал, обращаясь к новым членам партии, ближе к утру Григорий Явлинский, который с самого начала конференции до конца участвовал в ней.
Убежден, что бюро партии займет к человеку, который возглавлял партию в тот период, когда само ее существование ставилось под вопрос, более доброжелательную позицию, нежели неистовый Исполком.