Когда человек сталкивается с обстоятельствами, которые его в той или иной мере не устраивают, часто звучит рекомендация: «Не нравится — уходи!» (с работы, из семьи, круга друзей, из страны и т. д. вплоть до жизни). Ниже приводимый текст — пример такой мудрости, разворачиваемой из формулы в подробное обоснование позиции.
Однако такая технология упрощает реальность. Далеко не всегда у человека есть выбор. Вариант ухода предполагает наличие альтернативы. Далеко не всегда и не все ею могут похвастаться. Остается только ныть, брюзжать, ругаться на кухне. Это самый гнетущий вариант. Его суть как-то очень четко сформулировал А. П. Чехов, сравнивая положение женатого человека с мухой на клейкой бумаге, вычеканил формулу: «И сладко, и скучно, и не улететь». Эта формула применима к широкому кругу явлений.
Кроме того, есть и иной вариант: человек с любопытством и иронией наблюдает реальность. Он в болоте не потому, что это для него оптимальная среда обитания, а потому, что это предмет его житейского или научного исследования. Остранение (а не отстранение!) — это технология органичного существования в странной среде (см. пост о том, как жить среди мудаков). Мой компьютер упорно меняет слово «мудак» на «чудак», подчеркивая, что в русском языке такого слова нет. Мудаки есть, а слова «мудак» нет! Парадокс жизни!
Я люблю среду мудаков, как биолог любит болото, кишащее комарами и гадюками. Описывая их, я не ною и не брюзжу, а наслаждаюсь театром абсурда как эстетическим феноменом. Мне кажется, что Задорнов именно в этой стилистике упивался отечественным мудолэндом. В таком же жанре, испытывая эстетическое удовольствие, Х., наблюдая «рациональность» бюрократии, сформулировал «Законы».
Кроме того, когда я обнаруживаю разницу между мною и ими, то моя стремящаяся к нисходящей траектория самооценки вдруг вздрагивает и показывает некоторый рост. И бегство от этой среды в такой ситуации не является мудрым решением.
Приложение
Лилия Ахремчик:
«Обычно когда человек плохо выполняет свою работу, он возмущается: „А вызнаете, сколько мне платят?!“ Знаю. И не понимаю, что ты тут делаешь. По-моему, все просто: не нравится — не работай. И так во всем.
Плохо тебе жить с человеком — не живи.
Плохо с тобой обходятся деловые партнеры — меняй.
Плохо сидит костюм — отдай тому, на ком будет сидеть идеально.
Плохо спишь — займись своим душевным состоянием.
Плохо себя чувствуешь — лечись.
Плохо тебе жить в стране — уезжай.
Делай, а не ной.
А если ты ничего не делаешь и не меняешь, значит, тебе хорошо.
Будь честен с собой — тебе хорошо.
Хорошо ныть.
Хорошо жаловаться.
Хорошо страдать.
Хорошо быть жертвой.
Хорошо, чтобы сочувствовали.
Хорошо, чтоб за тебя решали и помогали.
Хорошо ничего не делать со своей жизнью. Спокойно. Предсказуемо. Это твоя зона комфорта.
В этом во всем есть смысл. Самый большой смысл в жизни. Если ты не жертва, то кто? Если ты не будешь жаловаться, то что будешь делать? Ведь придется же делать. Если убрать этот смысл „Мне невыносимо трудно, но я несу свой крест“, то что останется? Куда ты пойдешь без креста? Как ты вообще будешь жить без него?
Не решать — это тоже решение. Не менять — это тоже выбор. Если ты делаешь такой выбор, будь с ним, признавай его, получай бонусы, наслаждайся им. Но не парь мозг другому. Он не обязан играть в твои игры.
Признай: ты там, где хочешь быть. В этом правда».
Я долго (относительно) думал, потом переехал. Для того, чтобы было по-другому, мне не хватило полтора, всего лишь, года. Жалею или не жалею - нет, конечно. В России остался ХОЗЯИН, и потому сладко ей при НЁМ не будет никогда. 10-15 лет - всё будет одинаково. И всё потому, что народ российский в основном к ЭТОМУ привык. ЭТО, конечно, его проблема - насильно мил не будешь. А что будет потом - только хуже. В конце-концов в России останется паноптикум - другого ей попросту не дано. Путин упорно продвигает право на своё царствование. И этим всё сказано...
У меня есть прекрасное правило: если происходящее перестаёт нравиться, надо немедленно уходить. Легко сказать, но чертовски трудно осуществить, и всякий раз, когда мне это удается, я мысленно ставлю себе жирную, лоснящуюся «пятерку».
/Макс Фрай, Ключ из жёлтого металла/