Его построят итальянцы, и он будет производить достаточно энергии, чтобы обеспечить четверть населения Мурманской области. Но она может оказаться ненужной этому российскому арктическому региону.
 
Мы медленно едем вдоль заснеженных сопок и открытых пространств. В Териберку ведет длинная и извилистая дорога, а если погода ухудшится, тут можно легко застрять.
 
Здесь суровые арктические земли и климатические условия. Холодные ветра с Баренцева моря сформировали ландшафты и живущих здесь людей.
 
Это северное побережье российского Кольского полуострова, где местным жителям хорошо известны суровые законы природы.

 

 

Добро пожаловать в Териберку

Водитель по имени Максим не боится ехать по этой дороге на своем «Форде-Транзит» 1993 года выпуска. Несмотря на темные облака на горизонте мы быстро движемся по 130-километровому участку, соединяющему Мурманск и Териберку. Зимой 2017-го десятки машин застряли на этой дороге из-за того, что снегоуборочная техника не справлялась с сильными снегопадами. По словам Максима, в этом году ситуация лучше. После широкой общественной критики губернатор Марина Ковтун активно занялась решением вопроса.

 

Дорога на Териберку. Фото: Атле Столесен

 

Териберка стала приоритетом для региональных властей. Сам Максим работает в туризме, активно развивающемся в этом небольшом городке на берегу моря с населением примерно 750 человек. Зимой люди приезжают увидеть северное сияние и ощутить холод Арктики. Летом, по его словам, они хотят наблюдать за китами и ловить в море рыбу. Среди туристов много китайцев.

 

The town of Teriberka. Photo: Atle Staalesen

 

Строительство

Как и большинство местных жителей, Максим не знает, для чего вдоль дороги выстроилась строительная техника. Вскоре они узнают. Ответ принесет ветер.

Здесь, примерно в 60 километрах к югу от Териберки, находится площадка первого крупного ветропарка в российской Арктике. Уже в 2021 году вдоль дороги выстроятся около сотни ветряков, вырабатывающих чистую энергию.

Проект мощностью 201 МВт будет разрабатываться итальянской компанией Enel. Работы уже начались. В начале марта, когда мы проезжали рядом, строительная техника уже приступила к работам на площадке. Поимо этого на окраине Мурманска в направлении Териберки уже построена совершенно новая трансформаторная подстанция. Она подключена к мощным линиям электропередачи, ведущим к площадке ветропарка.

 

Первый российский проект подобного рода

«У нас сильные ветра, но нет никакого опыта в этой отрасли», ― говорит глава регионального Агентства энергетической эффективности Вадим Глухих, хорошо знакомый с этим проектом. «Это будет своего рода школа», ― поясняет он, добавляя, что опыт этого проекта сможет быть использован на будущих проектах в сфере ветроэнергетики в Арктике.

По словам Глухих, работа по проекту идет, и осталось решить лишь некоторые вопросы, связанные с арендой земли.

«Потребуется довольно много места», ― говорит он.

 

От Windlife к Enel

Строить ветропарк будут итальянцы. В июне 2017 генеральный директор «Энел Россия» Карло Палашано Виллманья объявил, что его компания выиграла тендер на строительство двух ветропарков на территории России – один в Мурманской области, а второй в районе города Азов на юге. Тендер общим объемом 405 млн евро был организован российским правительством в рамках государственной стратегии по развитию возобновляемой энергетики.

Это первый крупный проект итальянской компании в России.

Идея развития ветроэнергетики на Кольском полуострове не нова. В течение нескольких лет голландская компания Windlife Energy и ее российская дочка Windlife Arctic Power лоббировали подобный проект на том же самом месте, где Enel начала сейчас строительство.

 

Линии электропередач между Мурманском и Териберкой. Фото: Атле Столесен

 

Windlife Energy впервые объявила о планах создания ветропарка в Мурманске еще в 2001 году, а в 2008 году комиссия при правительстве области утвердила протокол о намерениях по проекту.

Вскоре компания возвела на площадке 80-метровую мачту для измерения скорости ветра. Аппаратура показала среднюю скорость ветра в 8,5 метра в секунду – один из лучших показателей на всем европейском континенте. Данные, собранные мачтой Windlife, сыграли решающую роль в судьбе проекта.

Enel перенял у голландцев большую часть их планов. В середине 2017-го компании заключили договор о сотрудничестве, подтверждал глава Windlife Energy Пол Лохис агентству «Интерфакс».

Ветропарк будет производить до 739 ГВт•ч электроэнергии в год. Турбины поставит компания Siemens Gamesa. Значительная их часть должна быть изготовлена в России.

 

Ввод в эксплуатацию в конце 2021

Официальный представитель римской штаб-квартиры компании подтвердил, что «окончание строительства проекта ожидается к концу 2021 года». План подключения ветропарка к энергосистеме уже согласован оператором местных магистральных сетей, рассказал он Barents Observer.

По информации Enel, компания установила «открытые и конструктивные отношения с местными заинтересованными сторонами в Мурманске».

«Фактически с самого начала наш новый проект вызвал положительную реакцию со стороны правительства региона и гражданского общества, поскольку они испытывали гордость за то, что благодаря богатым ветровым ресурсам Мурманской области регион был выбран в качестве будущего дома российской энергетики», ― говорится в заявлении компании.

 

Энергоизбыточный регион

Среди этих представителей гражданского общества экологическая организация “Беллона”, которая уже более двух десятилетий активно занимается вопросами энергетики в этом северном российском регионе.

Консультант Юрий Сергеев из “Беллоны” считает, что основной причиной создания ветропарка является желание федерального правительства продемонстрировать, что оно уделяет внимание альтернативной энергетике.

 

Юрий Сергеев, координатор по возобновляемой энергетике экологической организации “Беллона”. Фото: Атле Столесен

 

«Как и в случае с большинством крупных проектов в сфере возобновляемой энергетики в России, речь идет не о том, чтобы зарабатывать деньги, а, скорее, о престиже», — говорит он Barents Observer.

В нынешней Энергетической стратегии России поставлена цель производить к 2024 году 2,5 процента электроэнергии из возобновляемых источников. Мурманский ветропарк является частью этого плана.

Речь идет не о том, чтобы зарабатывать деньги, а в первую очередь о престиже

По словам Сергеева, для электроэнергии, которую будет производить ветропарк, в регионе нет потребителей.

«В регионе широко развита энергетика – есть Кольская АЭС, 17 гидроэлектростанций и 2 ТЭЦ. У нас больше энергии, чем нам необходимо. Мы продаем электроэнергию, но у нас по-прежнему ее много».

Экологическая организация уже многие годы выступает за развитие альтернативной энергетики в регионе. Но, по словам Сергеева, процесс идет сложно, просто потому что уже существует такой большой избыток.

Мощность электрогенерации в Мурманской области составляет 3633 МВт, из которых 48% приходится на атомную энергетику и 44% - на гидроэнергетику. Примерно 21% произведенной энергии передается в соседнюю Карелию и еще 5% идут на скандинавский рынок.

 

Экспорт в Скандинавию

Вадим Глухих также признает существование избытка электроэнергии в Мурманской области.

«В принципе, у нас достаточно энергии и срочной потребности в новой генерации нет», - сказал он Barents Observer.

«Но дополнительные объемы энергии можно передавать и продавать в более южные регионы, по всей России. Их также можно передавать за границу на скандинавский рынок электроэнергии», ― считает он, предлагая более активно обсуждать передачу электроэнергии за границу в рамках двусторонних переговоров.

 

 

Ветряк в центре Мурманска. Фото: Атле Столесен

 

Сложности впереди

Проект создания ветропарка в Мурманской области является новым и беспрецедентным не только для региона, но и для всей России. До этого ветропарки такого масштаба в стране не сроились. А это Арктика.

Легко не будет, считает Юрий Сергеев.

«Для Мурманской области хорошо, что у нас будет такой проект, он даст нашему региону новые навыки и уникальный опыт, но я боюсь, что с ним будет связано большое количество вызовов и проблем», ― говорит он.

«Надеюсь, что они знают, что делают, но очевидно, что особую сложность будут представлять погодные условия».

Я боюсь, что с ним будет связано большое количество вызовов и проблем

Эксперт «Беллоны» считает, что серьезной технической проблемой будет обледенение. Он подчеркивает, что разработчики должны очень ответственно подойти к выбору материала лопастей ветряков, чтобы избежать обледенения. Также металлические части установки должны выдерживать высокое давление, поскольку высокие скорости ветра могут деформировать лопасти.

В России раньше подобных проектов не было, говорит Сергеев.

«Понимаете, это страна атомных станций и традиционной энергетики».


Эта статья является частью серии репортажей о ветроэнергетике в Арктике. Подготовлена при поддержке  Clean Energy Wire.