Есть у нас в Архангельской области клёвый арт-фестиваль «Тайбола». Красивые вещи ребята делают... Приятные пространства, отличные образы, фото клёвые получаются…
Илья Кузубов, организатор фестиваля, в интервью ИА ДвинаКаждыйДень посетовал, что фестиваль, по сути, мало кому нужен, кроме организаторов и зрителей; что областная поддержка сводится к грантам; что под фестиваль не выделено постоянного места; что государство сейчас поддерживает политизированные фестивали... С другой стороныИлья говорит: «Мы пытаемся уйти от чрезмерной коммерциализации. Да, с каждым годом количество торговых палаток прирастает, но пока что «Тайбола» ещё не успела превратиться в фестиваль баннеров каких-то мобильных операторов – всё это очень локально, и, думаю, пока никого не напрягает».
Этот парадокс хорошо иллюстрирует современное умственное состояние большой части творческой интеллигенции: мараться в политике противно; коммерция убивает искусство; денег нет, но хочется. На самом деле, выходов из этого логического тупика много больше, чем политика и коммерция.
Третий путь очень тяжёлый: твори сам, не надейся на дядю, который даст денег. Фактически, это путь бизнесмена, в котором коммерциализация – индикатор жизнеспособности, а не цель: монетизировался – выжил, не смог – сдох. Делиться опытом здесь бессмысленно: бизнес – дело личное. Если пойти по этому пути, то надо просто выбрать себе место под фестиваль, и начать его добиваться, обивая пороги кабинетов и пересылая тонны писем. Кажется, в Архангельской области очень хорошо подошла бы заброшенная усадьбы Бажениных в Вавчуге. И памятник интересный, и содержание фестиваля можно подрихтовать в сторону регионального компонента, так сказать... И Холмогоры рядом... И Архангельск... И логистика проста и понятна... Но тогда к фестивалю надо относится не как художник, а как владелец и организатор.
Четвёртый – путь настоящего художника – самый сложный: твори так, чтобы люди ценили твои работы и приглашали тебя, как достопримечательность. Хороший пример – Никола-Ленивец, где творит всемирно известный Полисский. Но и у него проблемы – те же самые: «Эта история может развиться. Но – с участием бизнеса только. Если тут будет колхоз-миллионер. Как в Советском союзе, колхозы такие, которые субсидировались, пока остальные - лежали. Пока – только так.» Но мы -то понимаем, что колхоза-миллионера у нас тут не будет. Как и города-сада. Потому судьба фестиваля «Тайбола» зависит только от психических и физических резервов художника land-art Ильи Кузубова. Удачи, Илья! И помни: никто, кроме тебя, это не сделает