На той неделе впервые побывала в "Арт-Зале" - совместном проекте кинотеатра "Колизей" и "Эхо Москвы в Кирове". Это был предпоказ фильма "Карп отмороженный" режиссёра Владимира Котта.
Хороший театр – он всегда про человека. В кино – немного другая история, но самые лучшие фильмы, конечно, тоже всегда – о человеке. "Карп отмороженный" – простая человеческая история. Которая не раз заставляет зрителя улыбнуться. И которая трогает.
Создаётся ощущение, что авторы фильма совсем не заморачивались над тем, как бы выпендриться и произвести впечатление на критиков. Не старались выпрыгнуть из штанов и сделать что-то эдакое, чтоб вот и зрителю понравится, и чтоб профессионалы заценили. Они просто рассказывают свою историю.
В фильме много любви и света. Кажется, всё здесь сделано через вот эту призму. Хотя одной из главных тем и становится тема смерти. Но любви и жизни здесь всё же больше.
Прекрасны Неёлова и Фрейндлих! И если Неёлова – главная героиня, о которой в фильме много и подробно, с полутонами и оттенками, с постепенным погружением в характер, где много всего – от её вдовства, учительства и сложных отношений с сыном до нелепых и трогательных сцен с рыбой, то Фрейндлих в этой истории на втором плане. О ней и немного, и вскользь. Но вот умеет актриса сыграть судьбу в одной фразе! Когда её героиня говорит в ответ на упрёк подруги, почему она с внуком не может по-хорошему, что по-хорошему с ним нельзя - не помогает. Что она и с мужем по-хорошему, и сыном, а вышло бог знает что. Одна реплика! Но за ней – целая жизнь. И расшифровывать ничего не нужно.
Единственная сцена, которая меня не очень убедила, – это сцена "эвтаназии". Не стала она для фильма ключевой, хотя ничего страшнее и представить себе нельзя. Она осталась одной из. Пазлом в картине. Но не центральным событием. А ведь по смыслу должна была бы. Быть может, не хотели сгущать краски. Не хотели пугать. Быть может, не вышли, не взяли эту высокую ноту, от которой кровь в жилах стыть должна... Впрочем, общее впечатление это не сильно портит. Хотя и жаль: смотришь на экран и вдруг на какое-то время перестаёшь верить и режиссёру, и артистам.
Нет у меня и понимания сцены, когда сын (в исполнении Евгения Миронова) приезжает в ночи домой и видит, что мать его умерла. Специально снято так, что его слезам не веришь и не сочувствуешь? Или, наоборот, это и хотел сказать режиссёр – что его герой настолько "отмороженный", что и наедине с собой и смертью остаётся немного фальшивым? Что он нигде и в чём уже не может быть собой? Чёрт его знает. Для меня эти вопросы остались без ответа.
От фильма остаётся настроение и ощущение осени. Тут такое точное попадание время действия в настроение истории, что эта ранняя осень становится едва ли не одним из главных героев. И героем – любимым и режиссёром, и у оператором. Это ещё не та осень, которая часто становится для нас испытанием, когда сплошь - грязь, серость, мрак, и сил нет, и депресняк, и висяк. А та осень, в которой прозрачный воздух, и может ещё мелькнуть радуга, и закатные краски которой так хороши.
Рада, что посмотрела это кино. И вдвойне рада, что посмотрела его вместе с моей мамой.