Старт "смутного времени" можно отсчитывать от смерти Грозного и воцарения безвольного Фёдора, которым правила его жена - Ирина Годунова. Холуи Грозного, ставшие "регентским советом", сразу начали жрать друг друга. Первыми пали Бельские, потом вылетел из обоймы Головин, Мстиславского ушли в монастырь... Государство трещало по швам, коррупция была жёсткой, народ нищенствовал, а Годуновы делили власть с Шуйскими. Ещё в мае 1586 года положение Годунова было шатким (народ по наущению Шуйских ворвался в Кремль и требовал головы Бориса), но в июне, во всю эту московскую кутерьму приехал на заработки за подаянием патриарх Иоаким Антиохийский, нищенствующий под властью турок. Иоаким попал Годунову в лапы, и скоро, с помощью годуновского золотишка «ходатайствовал» перед восточными патриархами о «благословении Патриаршества Московского». Уместно сказать, что с точки зрения законодательно-религиозной, учреждение МП напоминало аферу и шло с большим скрипом. Не смотря на подмазывание московским золотом, интересы Москвы были существенно ограничены (Годунов хотел, чтобы МП занимала верхние строчки в топе поместных церквей). С помощью "патриаршьего финта" опричник Годунов усилился, наехал на Шуйских, те в очередной раз подняли московский люмпен на дыбы, но безуспешно. Шуйские, обвинённые в связях с Польшей, были сосланы. Как всегда, бардак из Кремля растёкся на всю Россию, и так плотно накрыл страну, что сейм Польши обсуждал введение миротворческого контингента завоевание России. Но решил этого не делать.
Создание патриаршьего престола внутри России мало на что влияло: иерархия внутри церкви не менялась, просто все попы стали на ступеньку выше, и пошили себе новые сверкающие золотом платья. Первый патриарх Московский Иов был интронизирован только в начале 1589 года. Но случилось два следствия... Первое: Годунов получил "карманного" патриарха - Иов был обязан Годунову по гроб жизни. Второе: получение Москвой статуса поместной церкви резко повышало внешнеполитическое влияние России, что очень не нравилось Ватикану. Резко встрепенулись иезуиты, продолжили распалять поляков. К 1591 году давление Польши на православных епископов Западной Руси достигло максимума. Весной, как на беду, в Угличе убили царевича Дмитрия, и шесть православных епископов, почуяв запах жареного, подписали первое согласие на унию с Сигизмундом. В 1593 году собор в Константинополе утвердил Московскую патриархию, но в 1594 году унию с Сигизмундом подтвердили епископы западных областей, а в 1595 - митрополит Киевский. В 1596 Брестский собор утвердил раскол на униатов и православных. Пока выкормыши Грозного делили власть земную, разваливая страну, попы делили власть... ту же самую - земную, разделив земли России по религиозному признаку.
В 1598 году помер последний Рюрикович - Фёдор. В финале двухмесячного спектакля, устроенного карманным патриархом Иовом, царём стал опричник Борис Годунов, брат жены удачно помершего царя. Всё сложилось для Годунова отлично, кроме погоды: неурожай 1601 - 1603 годов резко подкосил рейтинги нового царя. Голод, как бы сказали сегодня, привёл к росту сепаратистских настроений, в добавок Годунов посрался с казаками глупо повёл себя по отношению к казакам. Не удивительно, что на горизонте 1603 года замаячил некто, кого называют Лжедмитрием I. И тут - важный момент. Не так важно, кто был Лжедмитрий. Важно другое: сопротивление походу Лжедмитрия на Москву было вялым, как жареный кабачок, города сдавались один за другим, на сторону Лжедмитрия переходили многочисленные отряды, воеводы принимали присягу "природному" царю, а охраняли его донские и запорожские казаки, с которыми Годунов не дружил. Отрядом, идущим на Москву командовал князь Василий Голицын. Годунов мог несколько раз разбить Дмитрия-лже, но не разбил. А когда Годунов помер, Пётр Басманов, сопротивлявшийся Лжедмитрию в Кромах, перешёл на сторону Самозванца... Но самозванец ли он, если его поддержало дворянство, казачество, крестьянство? В России, разломленной и ограбленной дворянами и попами, народ искал опору - и нашёл её в Лжедмитрии I.
Опытный интриган Шуйский, последний из птенцов Грозного, смог не только настроить против Дмитрия народ (что сделать всегда не сложно по темноте его, народа), но и интриговал в Польше, лишая Дмитрия поддержки Сигизмунда. В один прекрасный день всех иностранцев в Москве перерезали, а царём выкрикнули Шуйского. Южные области страны встали за убитого "природного царя" Лжедмитрия I, и там появилось движение Болотникова и Ляпунова. Фактически, с этого момента в России началась гражданская война. Чуть позже появился Лжедмитрий II, которого поддерживали не только поляки-наёмники, но и касимовские татары, и казаки, и князь Пётр Урусов с отрядами чувашей и казанских татар. Так в стране образовалось три фротна гражданской войны: Шуйский противостоял и Болотникову, и Лжедмитрию II. Победа Шуйского над Болотниковым благодаря предательству Ляпунова, остановила наступление Лжедмитрия II, но в 1608 году существовало два двора - в Москве и в Тушине. А вся боярская тусовка металась из лагеря в лагерь, узнавая, кто больше даст за очередное предательство. Шуйский купил помощь шведов, которые под предводительством Скопина-Шуйского раздолбали Лжедмитрия II, но тогда в дело впрягся Сигизмунд, здраво рассудивший, что негоже шведам есть российский пирог одним. Польша начала интервенцию. Поляки раздолбали шведов под Москвой, семибанкирщина семибоярщина в очередной раз сдала Шуйского и приняла присягу польскому королевичу Владиславу, но... было поздно. Теперь в России все воевали протиив всех, а на трон стремились как поляки, так и шведы. К осени 1611 года Россия фактически перестала существовать как государство. Низкий поклон властям духовным и светским.
Да, дальше опять всплыл Ляпунов, появились Заруцкий, Минин, Пожарский... Заруцкий подсылал убийц к Пожарскому, бежал со своими казаками к Марине Мнишек... Был патриарх Гермоген, освободивший всех от клятвы Владиславу. Постепенно поляков со шведами раздолбали, поляки сдали Москву в конце октября 1612 года, и в 1613 году выбрали царём Мишу Романова. Но в основе всей истории про "народное единение 4 ноября" - алчность светской и духовной ветвей власти, предательство интересов страны в угоду собственным, постояныые метания всего "дворянства" из лагеря в лагерь - где больше кусок дадут. Почему праздник назначен именно 4-го ноября, когда ничего не случилось? Чтобы не 7-го, когда разик уже случилось... Наверное, глубинный смысл ноябрьского единения, как ты его не скрывай, прост: когда власть заворовалась настолько, что рушит будущее страны, народ имеет право на... вооружённое единение, так сказать.
Архангельская область
4 ноября — признание права народа
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.