Архитектура часто интерпретируется как текст, нагруженный религиозными и идеологическими идеями, как средство воздействия на массы. В современном Риме есть немало заметных зданий, построенных при фашистах и с явным идеологическим подтекстом. Являются ли такие здания в современном Риме текстами, пропагандирующими фашизм? Или современные зрители смотрят на них, как туристы на древнеегипетские письмена, вычитывая в них совершенно иные смыслы? Грандиозные и изящные сооружения задумывались как храмы гражданской религии фашизма, но остается ли оставленный храм храмом?
Дворец итальянской цивилизации в Риме. Фото В. Ильина.
Италия сама стала родиной одного из новых направлений в искусстве - футуризма, получившего международную популярность. Футуристы прославляли будущее, молодость, силу. Из футуризма в 1920-е гг. вырос архитектурный стиль рационализма итальянский вариант модернизма, тесно ассоциируемый с фашистской архитектурой. Однако в 1930-е гг. в Италии, как и в СССР и Германии, наметился явный сдвиг в сторону архитектуры, главной функцией которой являлась пропаганда величия нового государства. Удивительная синхронность в эволюции искусства! Правда, в либеральных странах тоже происходила схожая эволюция.
В Германии и СССР варианты модернистской архитектуры в этот новый тренд не вписались. В Италии же произошла интеграция рационализма в неоклассицизм. Итогом стал стал стиль Литторио (или ликторский стиль - stile littorio). Его теоретиком стал Марчелло Пьячентини (1881 - 1960).
В период с 1936 по 1943 гг. в южной части итальянской столицы активно строился новый (третий) Рим, устремленный в светлое фашистское будущее. Ядром нового Рима должен был стать и новый («квадратный») Колизей ядро квартала всемирной выставки (Esposizione Universale di Roma, "Всемирная выставка Рима", сокращённо EUR).
Задуман комплекс был Муссолини еще в 1935 г. Здание было спроектировано в 1937 году архитекторами Дж. Геррини, Э. Б. Ла Падула и М. Романо. На четырёх сторонах здания размещена надпись, взятая из речи дуче от 2 октября 1935: «Народ поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, учёных, мореплавателей, переселенцев». По четырём углам основания вокруг здания стоят четыре конные скульптуры, изображающие Диоскуров — двух мифических греческих героев, сыновей Зевса и Леды.
В арках первого этажа, по периметру основания, стоят 28 статуй высотой примерно 3,4 м, установленные в 1942 г и иллюстрирующие различные отрасли промышленности и ремесел, и являющиеся аллегорическими добродетелями итальянского народа. Если бы мне их показали не в Риме, я бы подумал, что это образцы московской архитектуры сталинской эпохи.
Примечателен набор статуй - своеобразный пантеон ценностей:
• Героизм;
• Музыка;
• Ремёсла;
• Гений политики;
• Общественный порядок;
• Труд;
• Сельское хозяйство;
• Философия;
• Коммерция;
• Промышленность;
• Археология;
• Астрономия;
• История;
• Гений изобретений;
• Архитектура;
• Право;
• Верховенство мореплавания
• Скульптура;
• Математика;
• Гений театра;
• Химия;
• Книгопечатание;
• Медицина;
• География
• Физика;
• Гений поэзии;
• Живопись;
• Гений войны.
Дворец, как центр предстоящей выставки, был торжественно открыт 30 ноября 1940 г. Правда, окончательно завершить здание и полностью ввести его в эксплуатацию удалось лишь в 1943 году. Однако 3 июня 1941 г. выставка была отменена из-за войны, когда ещё велись работы над зданием. Более десятка лет здание было пустым и заброшенным. Впервые оно открылось для публики в 1953 г., когда здесь провели Римскую сельскохозяйственную выставку.
В 2003—2008 гг. дворец был закрыт для реставрации. С 2015 года там расположилась штаб-квартира дома мод Fendi.
Почти всегда диктатуры любят монументальную архитектуру. В СССР тоже увлекались...
Но многое заимствовали у штатов)