В минувший четверг открылся новый сезон ток-шоу «Позиция» (пр-во АГТРК «Поморье»). Летние каникулы – время осмысления ошибок. Но в данном случае мы видим классическое не в коня корм. Осталась совершенно излишняя пафосность ведущего Толгского, который не ведёт передачу в профессиональном понимании, а присутствует в кадре, как некая телевизионная отбивка для удобства монтажа. Что ж, есть и такая функция на современном российском телевидении, а уж на советском она была основной, где любой ведущий был априори глупее любого партийца, приглашённого в студию (разрушать стереотип стали как раз ребята из «Взгляда»). Но когда провинциальный журналист без чёткой собственной позиции и авторитета начинает подражать манере Александра Гордона (с ним у меня больше ассоциаций, чем с Соловьёвым), то смотрится даже не смешно… убого.
Режиссура действа (во время прямого эфира за пультом – особое искусство) тоже ниже всякой критики. Впрочем, об этом уже написали коллеги из «Эхо севера»… к чему повторяться.
А вот, что я знаю из собственных источников. Первоначально планировалось пригласить главного автора всего этого антиалкогольного мракобесия депутата Архоблдумы Александра Дятлова. Человека, убеждённого даже в собственных заблуждениях, к тому же отличного полемиста. Но охотников выйти против него найти было проблематично, поэтому и обратились к Азовскому, хотя «Поморье» его традиционно недолюбливает. И вот это была бы схватка льда и пламени (это я о манере ведения дискуссии обеими персонажами). Именно из уст автора спорного законопроекта мы узнали бы логику запрета торговли спиртным в выходные дни, лично мне недоступную.
Увы, что-то не сложилось, Дятлову срочно нашли замену, как я понимаю, в лице депутата Горсовета Сергея Пономарёва. Неравноценную ни по статусу, ни по владению нюансами рассматриваемого вопроса, ни, пардон, жизненному опыту. И то, что его противником оставляют Азовского, ломает всю структуру телепоединка, превращая его в бедлам, когда стороны просто не хотят вникнут в противоположные аргументы. На стороне антиалколоидов их просто не было, пьяное 1 сентября в Архангельске, о котором гудели все соцсети, всё безжалостно уничтожило.
Или нужно было в пожарном порядке менять тему ток-шоу, что тоже показатель профессионального мастерства телевизионщиков.
Я свою позицию по вопросу потребления алкоголя давно высказал – пусть продают хоть круглосуточно, но со строгим исполнением всех возрастных ограничений. По той простой причине, что вода дырочку всегда найдёт… но только уже мимо кассы магазина. Не знаю, как было в приснопамятные годы в Архангельске, а в Москве половина таксомоторов только выезжала за ворота парка, прижималась к бордюру и открывала багажники. А там… на любой вкус и кошелёк… и пиво тоже. Это было время, когда только-только стали появляться дополнительные кооперативные заработки, которые в стране глобального дефицита просто не на что было тратить. И уж если добирались до таксопарка, то набирали на все, чтобы, как говорится, до синих зорь. Те, кто с фантазией (типа меня), ударились в самогоноварение, ну а люмпены осваивали новые сорта стеклоочистителей. НО НИ ОДИН из моих многочисленных знакомых не бросил пить в связи со всеми этими сложностями, наоборот, стали потреблять реже по частоте, но больше по литражу.
Наше поколение индивидуально знакомилось с алкоголем примерно в одном возрасте – 15-16 лет, это подтвердили и мои армейские исследования. Я видел, как спиваются во время службы, несмотря на все запреты и сложности с доставкой до казармы. Из моего школьного выпуска спилось с круга трое… и это ни для кого не стало неожиданностью. Печать легла годами раньше.
Вывод – кому написано на роду спиться, сделает это вопреки всем табу. Другое дело, что, сталкиваясь с препонами, он озлобится и… Вы разве не слышали истории про дембелей-«афганцев», которые громили винные магазины при отказе продать им спиртное, тогда возрастной ценз был с 21 года. А умирать за свои геополитические интересы Родина разрешала парням с 18-ти… как вам такая логика?
Но разговор на «Позиции» должен был идти о другом. О свободе выбора, на эту тему всё время пытался повернуть разговор коллега Азовский (еще раз подтвердивший свой статус вольного). Увы, оппоненты, оказались к этому не готовы, ведущий тем более. Не запрещать, но стимулировать… почувствуйте разницу. Пример – кампания за повышение рождаемости, которая приносит реальные плоды. Тот же материнский капитал, пусть и не решающий, но дополнительный фактор - вам деньги ДАЮТ, а не ОТБИРАЮТ. Теперь представьте, что законодательно запретили контрацептивы и аборты, а заодно стиральный порошок, которым утром отстирывают следы любвина простынях… насколько хватит народного терпения?
Оставайтесь с этой апокалиптической картинкой один на один. Мы, умеренно пьющие, никого не зовём в свои ряды, тем более, насильно не наливаем.
Но и нам жить не мешайте. А то укусим…
Леонид Черток