Еще в конце 2016 года начались поиски активных граждан Удмуртии, заинтересованных в общественном контроле в местах принудительного содержания. Собралась небольшая группа неравнодушных людей, которые выразили свое желание стать общественными наблюдателями.
Для того, чтобы в новую комиссию вошли компетентные люди, знающие законодательство, понимающие проблемы заключенных и важность выстраивания конструктивных отношений с сотрудниками, три месяца еженедельно проводилась учеба «Школа общественного наблюдателя». Активисты с удовольствием посещали мероприятия, с интересом впитывали информацию, изучали законодательство.
Сформировалась группа правозащитников, которые были заинтересованы в соблюдении законов в местах принудительного содержания граждан. О проводимой учебе и составе этой группы было известно всем. Будущие кандидаты встречалась с Уполномоченным по правам человека УР Соломенниковым В.В., который принимал активное участие в формировании ОНК.
В начале официального объявления о ротации комиссии по Удмуртии вдруг стало известно, в УФСИН России по УР готовит своих кандидатов в ОНК по УР. При чем формированием пактов документов кандидатов в комиссию занимается помощник начальника по соблюдению прав человека в УИС подполковник внутренней службы Обухов Александр Валерьевич.
Таким образом, процедура выдвижения кандидатов в Общественную комиссию Удмуртии эксклюзивно разделилась на две группы: активисты Удмуртии и пролоббированные руководством УФСИН общественники.
Надо отметить, что и Общественная палата Удмуртии не осталась в стороне процесса формирования общественной наблюдательной комиссии. После ознакомления с кандидатами, члены Общественной палаты приняли решение кому давать рекомендации ОП УР. После обсуждения каждой кандидатуры, рекомендации Общественной палаты УР получили не все.
Результат - в избранный Общественной палатой РФ состав ОНК по Удмуртской Республике вошли практически все пролоббированные УФСИН кандидаты, даже те кандидатуры, которых не поддержала Общественная палата Удмуртской Республики.
Исходя из сложившейся ситуации, активисты Удмуртии уверены в том, что Общественная палата РФ действует не в интересах независимого общественного контроля, а защищает интересы тюремщиков.