Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. Что не так с рязанским музеем истории ВДВ

Что не так с рязанским музеем истории ВДВ

Константин Фомин
Константин Фомин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вчера сходил в рязанский музей истории военно-десантных войск, в котором никогда до этого почему-то не был. Хотя этой темой я интересовался и кое-что про историю ВДВ читал.

У музеев может быть две задачи — знакомить посетителей с историей и вбивать им в голову пропаганду. Первая мне нравится, вторая нет, поэтому кое-что в рязанском музее истории ВДВ меня очень расстроило.

Сейчас российские власти любят выступать про «историческую политику», которой якобы грешат соседние страны, фальсифицирующие прошлое в свою пользу и выставляющие русских в чёрном свете. Но и в финской крепости Суоменлинна, и в музее Варшавского восстания экспозиции, насколько я могу судить, объективны и раскрывают историю (пусть и с позиции этих стран), а не конструируют мифологию. Как минимум, они не делают это так топорно, как наши.

Например, в рязанском музее истории ВДВ есть флаг первого французского военно-десантного полка. Это очень круто, как и скафандр астронавта Майкла Коллинза из лунной миссии в музее космонавтики на ВДНХ. Но в комплекте с флагом в рязанском музее увековечен некий французский десантник Ксавье Моро, основное достоинство которого в том, что он пишет книги о новой великой России и скором крахе Евросоюза и Украины.

За 5 минут поисков выясняется, что этот французский ветеран-десантник не менее 15 лет живёт в России в качестве «иностранного эксперта-политолога», кругами ходит по «патриотическим» СМИ и даёт угодные комментарии. Очень похоже на тот самый сорт покоряющих Россию авантюристов в стиле XVII века, что становятся героями «Лапшеснималочной». Но даже если это настоящий французский десантник — ехал бы он лучше сам в окопы Донбасса, раз такой политически грамотный, чем подначивать на это моих соотечественников и с этого кормиться. И уж точно не заслуживает он почётного места в музее рядом с людьми, защищавшими Россию и погибавшими за неё. 

Ещё сильнее меня удивила структура экспозиции. После неплохого рассказа о становлении ВДВ в молодой Советской России и участии десантников в Великой Отечественной начинается невнятная «современность», которая представлена довольно беспорядочным месивом из оружия, снаряжения, оборудования и моделей техники второй половины XX века и почётных грамот за участие в международных соревнованиях.

Лишь добравшись до самого дальнего угла экспозиции вдруг попадаешь в очень круто, действительно по-современному оформленный зал про бросок на Приштину. Вот это мы помним, вот этим гордимся. И я только за — с точки зрения истории ВДВ это правда выдающийся, показательный эпизод, ему не жаль посвятить целый зал (хотя некоторые экспонаты довольно смешные).

Но почему войне в Афганистане уделили только несколько метров в коридоре? Мало того, что это война, которая длилась 10 лет и стоила жизни 15 тысяч граждан СССР и сотен тысяч афганцев. Это ведь ещё и война, в которой ключевую роль играли именно десантники. Это война, про которую есть что рассказать. Есть что показать в музее в качестве экспонатов. Это очень важно, это очень интересно, это не потеряло актуальности. Это, в конце концов, можно подать как «мы ушли оттуда непобеждёнными». Но, похоже, не очень-то гордимся, а потому слабо помним.

Хуже только про две войны в Чечне, в которых поводов для гордости ещё меньше и многие предпочли бы о них вообще забыть. Про них вообще можно узнать только потому, что на стене висят портреты павших героев, и в текстах об их подвигах какие-то названия чеченских населённых пунктов встречаются, наравне с населёнными пунктами других кавказских республик, где тоже гибнут солдаты. Как будто и не было этих войн. И совершенно жутко выглядят фотографии этих павших ребят на фоне помпезного бюста Грачёва, обещание которого взять Грозный силами одного парашютно-десантного полка обернулось новогодним кровавым месивом.

Наверняка у того, что Афганистан и Чечня отражены в экспозиции именно так, есть какие-то объяснения. Например, что не хватает помещений, что-нибудь в таком духе. Но мне их слушать не очень хочется. Когда действительно хотят сохранить историю, возможности ищут и находят. Если уж строят здание почти за миллиард, чтобы выселить музей из Кремля, то и на достойное увековечивание подвигов наших десантников средства в казне найти можно.

Материалы по теме
Мнение
7 октября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Впервые стал гостем программы «Без посредников» на канале «Живой гвоздь»
Мнение
18 мая
Александр Кынев
Александр Кынев
Апдейт базы по кадровым перемещениям в регионах в 2023–2024
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
30 янв 2017 19:02

Да, как по-деревенски раскрашены регалии Паши-Мерседеса на его гипсовом бюсте... Думаю, никто так и не соберётся отлить его в бронзе, хотя на субсидию или субвенцию - станется.

Стволов
30 янв 2017 20:29

Забыли накрасить губы и уши.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
АрмияИсторияРязаньФото