На рабочей группе по формированию ОНК.
Рабочая группа прошла в Общественной Палате РФ с участием М.А. Федотова, Т.Н. Москальковой и А.В. Бречалова.
Рабочая группа рассматривала только один вопрос: о дополнении 76-ФЗ, на основании которого действуют ОНК, нормой об доизбрании членов Комиссии после того, как Комиссия сформирована в составе менее 40 человек.
На рассмотрение было внесено 4 проекта поправок: Общественной Палаты РФ, М. Федотова, Т. Москальковой, А. Гефтера.
Гефтер предложил, чтобы решение о дополнении ОНК новыми членами принималось Советом ОП, СПЧ и УПЧ совместно либо Советом ОП по согласованию с СМПЧ и УПЧ. В варианте Федотова и Москальковой было предусмотрено, чтобы решение принимала Палата, как по своей инициативе, так и по инициативе СПЧ, УПЧ или ОНК субъекта. Я поддержал вариант Федотова и Москальковой. Разумеется, вариант Гефтера мне нравился больше, но данный вариант вряд ли имел шанс на прохождение через наших друзей в Госдуме.
В.В. Борщев поддержал предложение Гефтера о том, чтобы решение о донаборе принимала тройка Совета ОП, СПЧ и УПЧ, сославшись на то, что в первоначальном варианте закона решение о формировании ОНК принимал Уполномоченный по правам человека в РФ, а не Общественная Палата РФ.
Разумеется, он был прав, но консенсусом мы приняли то решение, которое предложили Москалькова и Федотов.
Я предложил членам рабочей группы подумать о том, чтобы не привязывать срок полномочий членов ОНК к сроку полномочий ОНК, а ввести для вновь избранных членов ОНК 3- летний срок полномочий. В качестве примеров я привел печальный опыт работы нового ОНК Мордовии, где за 2 месяца члены ОНК посетили всего лишь 3 колонии из 14, не посетили ни одного СИЗО, ни одного ИВС и ни одного отдела полиции. Наличие в составе ОНК группы членов полномочия которых продолжаются после того, как закончились полномочия основного состава ОНК, позволит не только обеспечить преемственность между составами, но и исключить время на раскачку. Рабочая группа решила рассмотреть эту спорную идею (ее авторство принадлежит Гефтеру, а лишь примазался к его славе, разобравшись, насколько это действительно важно) на следующей рабочей группе.
С.С. Хамзаев призвал не спекулировать на проблемах регионов, сравнив Мордовию по сложности работы в ней ОНК с Дагестаном.
Масюк Е.В. и я напомнили участникм заседания, что и сегодняшнее законодательство не меает Совету Общественной Палаты России объявить донабор в ОНК до внесения поправки в закогнодательство, уточняющее эту процедуру. Бречалов попросил Елену Васильевну изложить это предложение более подробно.
Некоторое взаимонепонимание возникло между мною и Александром Владимировичу, когда я упоминул про прапвозащитное сообщество. Выяснилось, что секретарю Общественной Палаты про его существование не известно, однако я сослался на таких признанных авторитетов, как Федотов и Москалькова, после чего тот спорить со м ною не стал.
После того, как поправка в ст. 10 о дофирмировании уже сформированной ОНК была согласована, Бречалов предложил отправить ее в народ для обсуждения, согласования, утряски и прочих важных процедур. Но Т.Н. Москалькова решительно возразила против этого; по ее настоянию текст поправки распечатали, подписали все участники заседания, после чего поправка должна отправиться в Думу, чтобы та рассмотрела ее во внеочередном порядке.