омните, что творилось прошлым летом с детским отдыхом? Началось всё с озерного ужаса в Карелии - 18 июня (день рождения автора) отдыхающие в оздоровительном лагере школьники пошли в водный поход, попали в шторм, две лодки перевернулись и затонули. Погибло 14 детей! Не теракт, не землетрясение, не ДТП на скользкой дороге! Обычное раздолбайство взрослых людей плюс корыстные мотивы, к которым мы ещё вернёмся. За это даже расстреливать бесполезно… полстраны придётся перестрелять. Уж простите резкость формулировок отцу двух несовершеннолетних сыновей.
Жена тогда в ужасе перекрестилась, оказывается, она ещё весной рассматривала этот карельский лагерь на Сямозере как вариант для нашего старшего. В рекламе обещали сделать из мальчишек «настоящих мужчин». Ага, если выживут… то есть, все под Богом ходим.
За этим начались тотальные проверки всех детских лагерей на безопасность. А в это время с юга возвращались архангельские дети с поносом (пардон за неаппетитность). Чиновники разводили руками – «дети… наверное, съели чего-нибудь… северные слабенькие желудки не привыкли к фруктам-витаминам». Но это следствие, причина в другом.
Дело в том, что Министерство труда Архангельской области решило революционно поменять годами сложившуюся систему организации детского отдыха. При советской власти он был общедоступный, бюджетный – отправить своего ребёнка в пионерский лагерь мог практически любой трудящийся (а тунеядцы по тюрьмам тогда сидели). Лучше лагерь или хуже зависело от финансовой состоятельности предприятия, где трудился родитель, но сам отдых для всех стоил копейки (расходы покрывал профсоюз).
Но изменилась политическая система, появилось расслоение в обществе. Когда государство слегка оправилось под дождём из нефтедолларов, то смогло выделить некие финансовые средства, чтобы компенсировать родительские расходы на отдых детей. Кому-то больше, к этой категории относятся многодетные семьи и определённая категория «детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (у которых родители пьют или сидят без работы, если говорить человеческим языком), для таких в особых случаях выделяются вообще бесплатные путёвки. Кому-то меньше, 5-10 тысяч компенсации из 30 тысяч полной стоимости. Но и то хлеб, если вспомнить средний размер оплаты труда, и то, как говорят, безбожно завышаемый чиновниками. Те, у кого с деньгами всё в порядке, сами с детьми на юг ездят или бабушек отправляют, можете мне поверить.
Раньше всё было ясно и прозрачно. Родитель мог самостоятельно выбрать на сайте Реестра мест отдыха Архангельской области приглянувшийся ему лагерь и обратиться к любому туроператору, который занимается этим направлением, он же поможет и с получением компенсации. То есть, бюджетные деньги поступали напрямую к гражданам России, минуя чиновников на местах. Непорядок, решили в архангельском Минтруде…
В срочном порядке было создано ГАУ (государственное автономное учреждение) «Северный Артек». Был такой детский лагерь, в хорошие годы окормляемый на деньги «Севмаша», но потом переданный в управление правительством Архангельской области. А что, имя громкое, готовый бренд под детскую туристическую структуру.
Кстати, «реформировать» детский отдых когда-то пытался губернатор Михальчук. Бывший «якут» аж возмутился – «почему это северные дети должны отдыхать в чуждом для них жарком южном климате, пусть загорают здесь», и пытался исключить из списка областного Росреестра все южные направления. Ну, тут такой родительский вой поднялся, что он быстро пошёл на попятную. Терапевтами доказано - северным детям просто необходим поток солнечных южных лучей. Хотя бы раз в год, они потом меньше болеют.
Но вернёмся к ГАУ. Теперь схема попадания в детские оздоровительные лагеря усложнилась максимально. Бюджетные деньги сначала попадают в Минтруд, оттуда в ГАУ «Северный Артек», которое уже проводит конкурс по подбору лагерей. Количество их, участвующих в конкурсе, резко сократилось до трёх-четырёх, это при том, что к Краснодарскому краю Крым добавился.
Интересная деталь – было время, когда в конкурсном задании стояли такие «специфические» условия, как точная удаленность от пляжа (не больше не меньше 150 м) и даже цвет ворот лагеря. То есть, всё было сделано под конкретный лагерь, который победит в любом соревновании. Соответственно, гарантировано получит деньги, в том числе и бюджетные. Что это, как не скрытая форма коррупции, в голове само собой возникает знакомое слово «откат»?
Кто исключён из непомерно удлинившейся схемы, так это туроператоры. Люди, годами нарабатывавшие связи, лично знакомые с дирекцией лагерей. Они начинают забивать места в действительно хороших лагерях под будущее лето уже в сентябре-октябре, им верят на слово и там, и здесь, родители пользуются их услугами годами, если не десятилетиями, посылая младших детей по стопам старших. Если где-то туроператор прокололся, как с теми летними отравлениями, он быстро поменяет лагерь, иначе к нему больше не придут клиенты. В варианте с ГАУ такой альтернативы у клиентов нет.
Уже началось, отправив один раз детей отдыхать по линии ГАУ, в следующий раз родители отказываются даже от бесплатных путёвок, своё дитё дороже денег. А ещё новые чиновники от туризма по неопытности своей частенько формируют целые отряды детей из неблагополучных семей. И никакой социализации, возникает летнее детское гетто в миниатюре.
Или такой казус – конкурс среди лагерей проводится 20 мая, договор подписывается 10 июня, а первый заезд назначен на 4 июня. То есть, лагерь держат пустым под какие-то скрытые гарантии, ещё не скреплённые договором, проводят ремонт, закупают продукты и пр. Подозрительно? А то!
Пару слов о туроператорах, занимающихся детским отдыхом. Это в большинстве своём энтузиасты, другие их коллеги лучше две-три пары отправят на Мальдивы, а наварят столько же. Они, конечно, тоже зарабатывают, но сами прикиньте, что это за работа – нести ответственность за жизни и здоровье сотни бесенят, отрывающихся у тёплого моря. Эти люди пытаются сейчас отстаивать свои права на уровне администрации области, доказывают целесообразность оставить старую систему с минимумом посредников.
И что они слышат от председателя комитета Областного собрания депутатов, занимающегося вопросами детского отдыха, Сергея Эммануилова – «Не будем ложиться под туроператоров!». Ой, не ложитесь, Сергей Дмитриевич. Они жёсткие и плохо греют. Потому что худенькие. Не то что чиновничьи дамы.
Впрочем, дальше этот «вечный депутат» добавил что-то типа – «но и кости ломать тоже не будем», ему, врачу, виднее. То есть, вопрос подвис и требует решения…
А пока информация для тех, кто его будет решать. В ту роковую смену на карельском Сямозере на 200 официальных мест приехало 350 отдыхающих. Многие из которых получали путёвки через соцзащиту московской мэрии, которой управлял (я надеюсь, в прошедшем времени) Петросян Владимир Аршакович. Тогда сразу заговорили о землячестве, липовых конкурсах, поддельных счёт-фактурах. Небось, тоже своё ГАУ участвовало…
Так что, будем своей трагедии дожидаться или одумаемся?
Леонид Черток