Рано или поздно нам все равно придется дать оценку эпохе целиком. Чем дальше мы от эпохи, тем быстрее эпоха целиком взывает к нашей общей оценке. Еще через пару сотен лет нельзя будет сказать Кромвель был и плох и хорош. Само время требует некоторой однозначности иначе широкий исторический анализ не случится.
Пока эпоха катилась по тебе самому и по твоим близким и на твоих глазах творились детские очарования и юношеские потрясения - объективную оценку дать почти не возможно. Можно совершить усилие и принудить себя к объективности, но сразу за оценкой посыпется не одна сотня субъективных поправок, которые в конце концов откажут нам либо в объективности, либо в широте оценки.
Нам сегодняшним очень тяжело давать оценку 20 веку, мы сами стоим по грудь в 20 веке и 21 век отщипывает и проглатывает от нас понемногу. Мы еще не переварены 21 веком целиком. Но общая оценка 20 века при все увеличивающейся скорости прохождения эпох становится все востребованной и востребованной. Нам придется проговорить оценку эпохи от 1917 до 1991 года и понять все последствия этой оценки и нести всю ответственность этой оценки. Иначе будущее не примет нас без этой оценки. Будущее бросит нам довольно унизительно: "Разберись в себе, а потом заходи, а пока - топчись где-то на грани в ужасе перед происходящим потом".
Мы очень хотим присвоить себе победы 20 века России, но не хотим собственного присвоения потрясений 20 века. Нам хочется кричать о катастрофе захватившей страну в 1917 году и сломавшем величие Российской Империи, а потом жестоко пережевывающей русскую элиту, но ни как не хочется разглядывать неизбежность прихода катастрофы а Победе в Второй Мировой войне и прорыве в космос. Мы бродим среди символов этой противоречивости и требует их отделения одного от другого, что в принципе не возможно. Мы заблудились в ответственности и в символах. При этом мы сначала считаем оценку одну собственной ответственностью, а потом абсолютно противоположную. И полностью отдаемся этим оценкам, рождая безответственность к собственной истории. Оказывается в победах 20 века в России виноваты мы, а вот в катастрофах виноват кто-то другой.
При этом мы почему-то боимся оглянутся на собственный прямых предков, что бы хотя бы сквозь них разглядеть всю ту тяжесть ответственности, которая свалилась на нас из 20 века в 21. Нам придется это совершить. Не бесы были атеистами, расстреливали священников и громили храмы в России в 20 веке, не бесы убивали элиты России в 20 веке, не бесы проиграли Первую мировую войну, не бесы выжгли русского земледельца из сердец наших дедов, не бесы украли у России общественную мысль - это сделали мы. Так может быть нам принять это все на ряду с тем, как мы принимаем Победу 1945 года, как мы принимаем технологии социальное равенства Советской России, как мы принимаем наши космические и научные достижения, как мы принимаем культурные прорывы 20 века Советской России? Потому что и катастрофа и прорыв 20 века - это есть мы, мы во всей ответственности за 20 век стоящие перед вызовами 21 века и дающие оценку 20 веку.
Люди не боги, а наоборот, существа вполне себе ограниченные. Живут они по сути сиюминутными "хотелками", а что из этого всего сложится - Бог весть...
Мне тут на сайте, после публикации моего очерка "Гомосексуальное лобби есть и на сайте семь на семь" отключили возможность публиковать посты. (Наверно это самое лобби))) Поэтому я свой очерк о сегодняшней знаменательной дате дам здесь, у Игоря, так как это как раз в тему его данного поста.
Сегодня день Великой Октябрьской Социалистической революции! Или переворот?
2 марта 1917 года Николай Второй отрекается от престола, и так же отрекается за своего сына Алексея, в пользу своего брата Михаила. К тому времени Дума уже создала Временное правительство вместо разогнанного восставшими царского.
Михаил престол не принял, но под условием. Интересна запись, по этому поводу, из дневника Николая, на тот момент, уже просто Романова: "«Оказывается, Миша отрёкся. Его манифест кончается четырёхвосткой для выборов через 6 месяцев Учредительного Собрания. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость! В Петрограде беспорядки прекратились — лишь бы так продолжалось дальше».
А вот сам Манифест Михаила: "«Тяжкое бремя возложено на МЕНЯ волею брата моего, передавшего МНЕ Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.
Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего благо РОДИНЫ нашей, принял Я твердое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля Великого Народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, через представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления и новые законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти впредь до того, как созванное, в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.
МИХАИЛ
3 марта 1917 года, город Петроград»
Михаил отдал решение о престолонаследии и судьбе монархии в России на откуп Учредительному собранию, которое должно было решить, какая форма правления будет в России.
Теперь определимся, почему Временное правительство называлось "временным". Это очень важный правовой момент.
Временным оно называлось не только потому, что было спешно создано в период начавшейся смуты действующим тогда законодательным органом Государственной думой, но и потому, что оно, в правовом смысле, имело полномочия до начала работы Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления в России, на основе чего и должно было быть создано соответствующее правительство.
То есть, в смысле политическом, у Временного правительства стояла задача созвать Учредительное собрание.
Как показывают дальнейшие события, Временно правительство не торопилось с созывом УС. Власть оказалась сладостной, и предлог подходящий - война до победного конца, коней на переправе не меняют и т.п. доводы.
Более того, в июле 4 июля 1917 года Временное правительство расстреляло на Невском проспекте мирную демонстрацию, требующую созыва УС. "Новейшие" Российские историки пытаются утверждать, что это была провокация большевиков, но на деле большевики даже не принимали участие ни в подготовке, ни в самой демонстрации, т.к. считали, что не следует вести никаких переговоров с ВП, а следует держать курс на вооружённое восстание.
Таким образом очевидно, что Временно правительство не собиралось осуществлять главную свою политическую задачу - созыв Учредительного собрания.
Теперь о самом факте свержения Временного правительства и его законности.
Знаменитая Ленинская фраза, в отношении начала свержения Временного правительства, сказанная им 24 октября 1917 года: "Сегодня рано, а завтра будет поздно" имеет основополагающий правовой смысл, определяющий дальнейшую оценку данного события. В чём смысл данного высказывания?
Вот тут и подходим к дате свершения Вооружённого восстания и свержения Временного правительства с правовой точки зрения. Для этого ответим на вопрос, когда заканчивалось, в правовом смысле, время правления Временного правительства!? То есть, когда оно переставало быть легитимным.
Согласно регламенту, с момента созыва Учредительного собрания. Но если Временно правительство не желало созывать УС, означало ли это, что оно может оставаться править на бесконечный срок? Полагаю никто не согласится с таким условием. Тогда возникает вопрос, а как определить конечный срок правления ВП при условии его отказа от созыва УС?
Вернёмся назад,и вспомним, что ВП было создано действующим законодательным органом Государственной Думой. Следовательно, при окончании полномочий самой Государственной Думы должны были прекратиться и полномочия Временного правительства.
И именно 24 октября 1917 года заканчивались полномочия Государственной Думы! 25 октября (7 ноября) 1917 года в России уже не существовало ни легитимной Законодательной, ни легитимной Исполнительной власти. Поэтому Ленин и считал, что начинать Вооруженное восстание и свергать ВП 24 октября ещё рано, т.к. оно, юридически, ещё было правомочно, и его свержение, в правовом смысле, было бы свержением законной власти. А 25 октября законной власти в России уже не было и свержение Временного правительство уже не было свержением власти законной.
К слову, почему Ленин сказал "завтра поздно". Потому, что с утра властью могла объявить себя уже любая партия, и начались бы новые проблемы. Поэтому свержение ВП и произошло в ночь с 24-го на 25-е октября.
Таким образом, данное историческое событие никак не может считаться переворотом, т.к. переворот возможен только по отношению к власти легитимной. Т.к. начиная с 25 октября 1917 года власть Временного правительства уже была не легитимна, то и его свержение не может считаться переворотом.
Поэтому мы имеем в исторической хронике России день 7 ноября как день Октябрьской Социалистической революции. И спорить, с исторической и правовой точек зрения, можно только на тему, Великая она, или нет. Но назвать это событие переворотом не правильно ни с правовой, ни с политической, ни с исторической точек зрения.
Однако, хочу успокоить демократов наших либеральных. Переворот в России в 1917 году всё же был. В феврале, когда власть захватило Временное правительство. Вот для их власти никаких юридических оснований не было....
С Праздником Великой Октябрьской Социалистической революции!!!
Спасибо, Саша, и тебя тоже с годовщиной!