ИНДЕКС НОРМАЛЬНОСТИ (на примере отношения украинцев к россиянам)
Я называю "индексом нормальности людей в ненормальной политической ситуации" дифференциацию отношения респондентов к руководству той или иной страны и ее населению. Другой срез этого индекса - способность хорошо относиться к людям, не разделяющим твои политические убеждения. Для "нормального человека" различия в политических убеждения не более важны, чем различия во вкусах в сфере одежды, пищи, досуга. Иначе говоря, они играют совершенно незначительную роль в формировании отношения к другим людям, т.к. "нормальные люди" о вкусах не спорят. На другом полюсе - "человек политизированный" (равно "ненормальный", готовый убить того, кто думает иначе. Я использую такие понятия, т.к. "ненормальность" - это то, что разрушает основы сосуществования разных по многим критериям людей. Когда "ненормальность" овладевает массами, начинается война уже не элит, а народов или политических классов (например, "белых" и "красных"), что является высшей формой безумия.
Украинский социолог Владимир Паниото провел анализ динамики отношений украинцев к России (Фокус.28.10.16). Высокий уровень позитива его удивляет. Меня ничуть. Характерное для многих опросов сведение к одному ответу отношения к руководству страны, к стране как культурно-географической единице и к населяющим ее людям – диагноз патологической политизации составителей вопросов. Это три автономных реальности. Когда они сведены к одному вопросу ценность результата стремится к нулю, ибо каждый отвечает на свой вопрос, исключая тех, кто сливает эти реальности в одну. При такой логике любовь к своей стране и оппозиция президенту несовместимы. Между моим отношениям в властям Украины, США и России и моим отношениям к людям из соответствующим странам нет не только жесткой связи, а нет вообще никакой связи.
В украинских опросах эти реальности совершенно правомерно разводятся.
Как пишет В. Паниото, «отношение к стране складывается из отношения к гражданам этой страны и к её руководству. И положительное отношение украинцев к России связано прежде всего с хорошим отношением к россиянам (в мае, например, к руководству России положительно относились 8% опрошенных, а к россиянам — 67%)».
Его это удивляет, поскольку высокий уровень поддержки россиянами В. Путина, считает он, означает, что весь народ несет ответственность за политику Кремля в отношении Украины. Я не вижу противоречия. Человек, чьи политические взгляды не совпадают с моими, не является для меня врагом. Видимо, этой логикой можно объяснить высокий уровень расхождения отношений украинцев к политике Путина и к россиянам. Уровень такого расхождения я бы назвал индексом нормальности в ненормальной ситуации. Ниже ли он у нас, чем у украинцев? Не знаю, поскольку в наших опросах обычно спрашивают так, что вычленить его сложно.
«Если посмотреть на ситуацию в динамике, - продолжает В. Паниото, - то окажется, что за всю историю наблюдений симпатии украинцев к России оставались очень высокими — около 90%, включая западные регионы Украины.
Особенно показателен на графике взаимных симпатий украинцев и россиян провал, образовавшийся к началу 2009 года, — тогда в Украине 92% граждан относились к России положительно, в то время как в России симпатизировали Украине лишь 33%. Это было сразу после войны в Грузии: когда часть украинских политиков поддержала Тбилиси, и пресса, и граждане в России отреагировали единодушно.
Так продолжалась до начала 2010-х годов, когда отношения Киева и Москвы ухудшились: начались торговые войны, и критиковать Россию стала уже не только украинская оппозиция, но и понемногу власть. Симпатии снизились с 90% до 80% и зафиксировались на новой отметке, вплоть до аннексии Крыма. Лишь в 2014 году произошёл обвал положительного отношения — до 50%. Впрочем, такой же обвал, но с 65% до 35%, произошёл и в России.
Итак, за всё время наблюдений украинцы лучше относились к России, чем россияне к Украине.
Кроме того, есть некоторое разочарование украинцев в европейском выборе: это связано и с проблемами в самом Европейском союзе, и с пониманием, что евроинтеграция Украины проходит не настолько хорошо, как поначалу думалось.
Возвращаясь к динамике взаимных симпатий украинцев и россиян, стоит отметить ещё один момент: за последний год отношение соотечественников к России улучшилось, и из минимальных 30%, зафиксированных в мае 2015 года, сегодня выросло до 40%. Вероятно, причина в том, что активных боевых действий в зоне конфликта на востоке страны стало меньше, а информация о ежедневных жертвах рутинизируется
Если предложить три варианта — европейский выбор, союз с Россией и независимость или политику неприсоединения, то процент приверженцев последнего направления уже несколько лет постоянно растёт. То есть всё больше украинцев выбирают не Россию и не ЕС, а свой собственный путь».
ИНДЕКС НОРМАЛЬНОСТИ РОССИЯН
Сравнить «индексы нормальности» как уровня дифференциации между отношением к руководству того или иного государства и к населению страны часто сложно, поскольку в российских опросах обычно спрашивают «как вы относитесь к Х?»
Именно такая формулировка стоит в опросах ФОМа: «Как вы лично относитесь к Украине?» Меня такой вопрос ставит в тупик. Думаю, не только меня. Украина – это что? Пятно на карте? Географический регион с приятными/ неприятными климатическими условиями? Государство? Его лидеры, говорящие от имени Украины? Население страны? Каждый может отвечать на свой вопрос.
По данным ФОМа, за последние полтора десятка лет отношение россиян к «Украине» ухудшилось, но не радикально: в октябре 2001 г. «хорошо» относились 53%, в августе 2004 г. – 57% , в феврале 2015 г. – 57%, в марте 2016 г. – 44%. При этом есть непонятный мне спад позитива в период с 2015 по 2016 г.
Положительное отношение к Порошенко за последние годы выросло с 1 до 3%, а отрицательное за год сократилось с 79 до 67%. Судя по такому огромному расхождению в оценке руководителя государства и страны, большинство респондентов интерпретировали «Украину» не как политического субъекта, представленного политикой его президента, а как страну.
Моя страна сошла с ума
https://youtu.be/nDjKpnhEtRU
А что там по ссылке? УГ?