Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  2. Косью. 14-15 августа 2016

Косью. 14-15 августа 2016

Игорь Сажин
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

11 день. 14 августа.

5.00. Встаю. Солнце. Ура. Чистое небо. Жарко. Как я хотел этого с утра. Вытаскиваю вещи сушить.

В ночь с 17 на 18 августа мы должны быть на мосту через реку Косью. Осталось 3 дня можем не успеть. Волнуюсь. Завтракаем. Собираемся. Опять на воду. Плывем.

Опять камни. Тащим. Подскользнулся и проваливаюсь в воду по пояс. Блин. Полные сапоги. Выливаю. Выжимаю носки. Натягиваю. Все хлюпает. Григорий уходит вперед. Вижу как он тащит свою лодку. Ему помогают Олег и Сеня. Тащим. Тащим. Боже как тяжело. Тащим.

Большой порог. Вода срывается с двухметровой высоты. Обтаскиваем порог. Солнце. Кругом много ягод. Обнаружил, что у меня куда-то делась рация. Утопил что-ли? Опять тащим. Опять подскользнулся на камне, проваливаюсь почти полностью в яму. Вода хлюпает в сапогах. Ругаюсь в голос. Все сырое.

Небо начинает хмуриться. Сильно вспотел. Сырость снаружи и пот изнутри. Пусть сохнет все на мне. Поворот. Тучки заволакивают небо. Лишь бы не дождь. Вижу как Семен вытаскивает вещи из лодки. Семен решил обнести камни. Я тоже вытаскиваю вещи. Несу вещи по берегу. Дошел до высокого берега. Бросил вещи. Возвращаюсь. Следующая партию вещей - несу. Подходит Семен. Беседуем. Он решил идти дальше, за крутой берег и найти более удобное место для сплава. Я соглашаюсь и говорю, что пойду за ним. Я опять идут назад за лодкой. Несу лодку. Начинает накрапывать дождь. Вот невезуха. Григорий пошел с вещами по берегу. Олег и Сеня тащат его лодку. Я злюсь.

Семен отнес часть своих вещей и вернулся. Зовет всех к месту где его вещи. Дождь усиливается. Рацию не нашел. Блин, точно утопил.

Где-то выпала из кармана. Надо привязывать. Я сдуваю лодку и несу через высокий берег. Иду вверх. Дождь все сделал скользким. Вверху открылся красивый вид на реку. Нет сил даже сфотографировать. Много грибов. Подосиновики. Иду вниз. Устал. Сильно устал. Дождь усиливается. Вижу как по другому берегу Сеня и Олег тащат лодку Григория. Не нахожу место где Семен оставил вещи. Проношу мимо. Дошел до какого-то ручья. Бросил лодку. Возвращаюсь нахожу вещи Семена. Дождь еще сильнее. Возле вещей Семена Аня и Оля. Берем вещи и поднимаем их на крутой берег. Разжигаю костер.

Дождь льет. Олег и Сеня подходят с лодкой Григория до нас. Уходят за оставшимися вещами. Я тоже идут за оставшимися вещами. Дождь льет как из ведра. Злюсь. Весь сырой насквозь. В этот раз в гору не иду. По берегу, по берегу. Навстречу Сеня и Олег. Беру у них часть вещей. Доходим до костра. Там Семен, Григорий, Аня и Ольга. Я требую от Олега и Сени поставить палатку. Они ставят. Григорий и Семен против. Меня трясет от холода. Грею воду под чай. Пьем чай. Все намерены идти дальше. Я злюсь, ору, ругаюсь с Григорием и Семеном. Они непреклонны. Надо идти дальше. На часах 18.00. Скидываю одежду с себя. Нахожу в рюкзаке единственный сухой свитер. Надеваю на себя. Достаю большой полиэтиленовый мешок делаю из него жилетку и натягиваю на свитер. Сверху одеваю сырую одежду. Становится теплее. Злость немного отступает. Пьем чай. Девчонки пока шли набрали черники. Достаю сгущенку. Все едят сгущенку с ягодами. Я не ем. Все еще злой, что меня никто не слушает.

Собираем палатку. Олег недоволен. Григорий и Семен говорят, что сейчас отплывут. Догоняй. Я, Олег и Сеня идем к тому месту, где я оставил лодку. Это не больше 100 метров вниз по течению. Надуваем лодку. Вечереет. Ждем когда появятся остальные. Вижу на песке следы лося. Справа видна гора Манарага. Закат. Манарага вся в красном. Стоим с Олегом и Сеней. Ждем остальных.

Появляются Оля и Аня. Они говорят, что что-то случилось. Возвращаюсь назад. Вижу что Григорий на другой стороне реки. Вижу гермомешки Семена лежащие почему-то на другой стороне реки. Из разговора с Григорием понимаю, что лодку у Семена перевернуло и затопило. Подхожу к Семену. Он рассказывает, что только отошел от берега, как тут же попал между камнями и вода выкинула все из лодки. Вижу лодку. Она лежит на большом камне. Ее с двух сторон зажимают два других огромных камня, а посредине в лодку льется вода. Подходит Григорий. Весло одно куда-то унесло, хорошо хоть байдарочное весло удалось поймать Анне. Пытаемся столкнуть лодку. Бесполезно. Дно прогнулось и набрало много воды. Струя воды между камней лупит в лодку и все больше и больше заполняет ее. Дно раздувается как мыльный пузырь, сильнее раздуться мешают камни. Еще час и лодку просто разорвет на части. Вода бьет. Ужасно то, что вокруг камней вода вымыла большие ямы не подойти. Воды в ямках, похоже, по горло. Подойти к лодке можно только по камням. Ищем бревно. Семен приносит сухое бревно. Подсовываю бревно под лодку. Делаю рычаг. Бесполезно. Слишком много воды. Григорий просит Семена не стоять, а помочь мне и тоже навалиться на бревно. Это неудобно, я еле еле стою на одном камне. Семен исхитряется и наваливается. Григорий подходит к другой части лодки и дергает. Рывок, рывок, рывок. Лодка слегка двинулась. Ору: «Еще». Мы толкаем рычаг. Григорий дергает. Каждый рывок опасен. Камни сырые. Под нами яма, если соскользнем то в яму по голову окунемся. Рывок, рывок, рывок. Лодка дернулась. Вода толкнула лодку. Лодка пошла. Кричу Григорию «Отойди пусть плывет». Лодку уносит на 3 метра по течению. Она ткнулась в камни и стала. Подходим. Беремся втроем за борт. Наваливаемся. Выливаем воду. Ура. Лодка спасена.

Темнеет. Приняли решение встать на крутой берег слева. Он плохо виден в сумерках. Иду к Олегу и Сене. Ведем лодку по камням до берега, где решили встать. Переправляемся сами и переправляем девчонок. На берегу видны заваленные сильным течением деревья. Они образуют частокол. Много сушняка. Это хорошо. Разжигаем костер. Это в 100 метрах от места, где я хотел остановится на ночевку, но никто не захотел. Злорадствую про себя, потом сам себя ругаю за злорадство. Сыро.

Дождь кончился. Ужин. Обсуждаем, что завтра надо выйти пораньше. Иначе опоздаем. Залезаю в палатку. Снимаю бродни. Задираю штанину. Блин, рана на ноге начала сильно опухать. Беру перекись водорода у Семена. Заливаю. Перекись пенится. Постоянная сырость. Сапоги не снимаю. Надо рану подсушивать что бы не загнила. Беру бинт и заливаю его йодом. Широкий пластырь с бинтом леплю на ногу. Так будет лучше. Стягиваю с себя все сырое и бросаю в угол палатки. Завтра нужно солнце. Все опять сырое. Залезаю в сухой спальник. Засыпаю.

12 день. 15 августа.

Подъем в 5.00. Пасмурно. Дождя нет.

Собираемся. Сушимся. Олег показывает пойманную ящерку. Малышка совсем. Отпускаем. Пусть растет.

Отваливаем от берега в 7.30. Гребем. Тащим. Уже не так много тащим. Обгоняю всех. Гребу. Тащу. Где-то одной ногой провалился в воду и набрал в бродни. Гребу дальше.

Все мои спутники отстали. Наши пассажиры идут по берегу. Течение хорошее. На перекатах тащу. Солнце вышло. Стало жарко. Гребу. Тащу. Гребу. Слева впадает большая река. Это Косью. Каменная коса сразу за с правого берега.

Вижу на правом берегу дальше домик-балок, там уже берег крутой, но не высокий. Останавливаюсь на косе. Стягиваю сапог. Выливаю воду из сапога. Как же я обожаю солнце. В лодке тоже вода. Значит у меня тоже где-то протерлось дно. Выливаю воду из лодки. Жду. Никто не появляется из наших. Сильно отстали. Натягиваю сапог и отталкиваюсь от косы, гребу к балку.

Пристаю. Иду по тропе. С права видна гора Манарага. Мы ее похоже обогнули. Рядом с ней небольшое облако.

Балок пустой. Читаю табличку возле крыши "Немецкая национально-культурная автономия Республики Коми. Экспедиция "Полярная вертикаль" 2015". Выхожу из балка. Иду на берег. Я слишком быстро плыл. Жду других.

Сажусь на берег. Кладу вещи. Солнце. Жара. Все сушатся, я дремлю под жаркими лучами солнца. Вижу лодку Григория с Аней. По правому берегу идет Олег и Семен. Разговариваем. Решили плыть дальше и наконец взять наших пассажиров. Олег и Семен садятся мне в лодку.

На первой же мели вылезают. Мне легче одному плыть. Пока слишком мелко для трехместной лодки. Сплавляюсь дальше один, без пассажиров. Вижу река поворачивает резко влево. Течение бьет в стену. Опасный порог. Похоже это порог Медвежий. Гребу к левому берегу. Успеваю выскочить на камни. Оглядываюсь. Ольга и Семен тоже гребут. Я хватаю их лодку за веревку. Удается подтащить к себе. Течение Григория и Аню проносит мимо, не успеваю их схватить. Их несет к стене. Они гребут и пристают к берегу в другом месте. Ура.

Перевожу взгляд с Григория и Ани на лодку Семена и Оли. Оля только что была на носу лодки, но ее нет. Где она? Вижу ее под лодкой по шею в воде. Схватилась за веревку. Ее течение тащит под лодку. Хватаю ее за шиворот. Вытаскиваю. Вся мокрая. Выходим на камни. Беседуем. Оля увлеклась наблюдением как и я за лодкой Григория и Ани и соскользнула в воду. Тащим лодки дальше по камням. Беседую с Семеном. Надо обносить поворот. Переношу вещи берегу в обход поворота. Кричу Олегу и Сене, они на другой стороне, что бы искали брод и шли на левую сторону реки ко мне, пока я буду сплавлять лодку вниз по течению. Олег и Сеня уходят вверх по течению в поисках брода. Я обтаскиваю поворот. Ставлю лодку. Гружу вещи. Вода дальше идет по пробитому в скалах руслу. Ее называют «Труба». Скорость высокая.

Отталкиваюсь. Гребу. Несет хорошо. Обхожу камни. Вода прозрачная. Глубина большая. Удачно прохожу. Хорошие порожки. Проскакиваю все. Еще пороги. Еще. Проскакиваю. Опять пороги. Проскакиваю. Гребу к левому берегу. Солнце. Жарко.

Вылез из лодки на камне. Затаскиваю лодку. Жду остальных. Никого. Берег пуст, река пуста. Где же все? Летит вертолет. Улетает в вверх по реке. Ложусь на огромный камень. Жарко. Солнце. Жду. Через 2 часа.

Поднимаюсь и иду назад. Лодка и вещи остаются на камнях. Иду. Камни. Берег. Много брошенных стоянок рыболовов. А тем не менее - это Национальный парк "Югыд-Ва". Остатки еды. Кости рыбы. Иду. Выхожу к повороту, где я отплыл.

Удивленно вижу, что Григорий, Оля, Аня, Олег и Сеня на правом берегу, а Семен на левом. Как так получилось. Я просил всех переправится на мой левый берег, но все, кроме Семена оказались на другом. В чем дело? Спускаюсь с берега к Семену. Вижу что его гермомешки со всем содержимым валяются на берегу далеко от Семена. Семен рассказывает, что пытались переправить всех на левый берег. Но перевернулись дважды. Чуть вещи не потеряли. Вижу, что на другом берегу чужие люди. С ними говорит Григорий. Григорий уже сдул лодку и укладывает ее. Правый берег очень высокий. Семен поясняет, что это пешие туристы, у них один потерялся. Они его ищут. А Григорий собирается идти по высокому берегу и найти более спокойную воду для переправы и более пологий берег. С ужасом смотрю на высокий берег. Высота 15 метров. Как он будет обходить? Кошмар. Уговариваю Семена отдать мне лодку с вещами, что бы я ее сплавил. Семен не хочет сплавляться. Опасается перевернутся и потерять вещи и последнее весло.

Перетаскиваю его лодку к началу "Трубы". Гружу лодку Семена. Вижу как Григорий закончил укладывать вещи. Они поднимаются вереницей по крутому берегу вверх. Бедные ребята. Как им будет трудно все это пройти. Отталкиваюсь. Опять те же пороги. Гребу. Толкаюсь. Гребу. Мне везет. Гребу. Толкаюсь. Вижу свою лодку и вещи. Правлю. Тыкаюсь в берег. Креплю лодку.

Усаживаюсь на камень. Жду остальных. Никого нет. Где же все? Лишь бы с ними ничего не случилось. А время уходит. Кричу. Никого. Варю еду. Гречневая каша. Вечер опускается. Жду. Вдалеке появляются люди. Это наши. Ура! Подходят. Оказывается они обошли большой берег. Потом надули лодку и переправились. Семен их ждал. Вот почему так долго шли. Я рад.

Ужинаем на камнях. Обсуждаем наше положение. Большие потери времени. Впереди еще не менее 200 км. Решили поставить лагерь в кустах. Тащим туда вещи. Ставим палатки. Комаров нет. Тепло. Решили подняться в 3 утра. Плыть весь день. Григорий говорит, что пешие туристы показали ему хорошие туристические карты и говорят, что ниже на устье реки Нидысей, который впадает с правой стороны, есть приют Национального парка "Югыд-Ва", там есть рация, могут вызвать лодки, если мы опаздываем. В нас зажигается надежда. Мы хватаемся за это как соломинку. Завтра надо грести отказавшись от обедов. Григорий хвалит Сеню и Олега, хвалит всех за переход через крутой берег и то что не терялись и проявляли инициативу. Я сам начинаю чувствовать гордость за своих ребят. Ложусь спать. Успеть бы до поезда добраться.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
12 августа
Евгений Гаврилов
А Минюст не хочет пополнить список врагов народа?
Мнение
8 мая
Алексей Востряков
Оборонительная линия финской армии в Карелии