Патриотизм как любовь к родине столь же многомерен, как и ответ на вопрос "Что такое родина?" Один из вариантов - патриотизм как любовь к местам, которые являются неотрывной частью биографии индивида. Обычно это места, где человек родился, долго жил и питает к ним теплые чувства. При этом место рождения и родина не являются синонимами: нередко первые стараются вычеркнуть из памяти как лишние и болезненные воспоминания. Родина - это место, вписанное в биографию и обладающее силой притяжения. И в этом смысле родиной может быть и родная деревня, и родная страна.
Правда, эстонцу любить Эстонию как место рождения и жизни просто, поскольку его освоенное пространство, органично вошедшее в жизненный мир, элементарно объехать за один день. Русскому же это почти невозможно, поскольку жизни не хватит не то, что освоить, а то и просто взглянуть на всю Россию. А как можно любить то, что ты видел только на карте? Я езжу с 17 лет каждый год по стране, но увидел лишь малую часть. Могу ли я любить Курильские острова или Калмыкию, которые никогда не видел?
Такой патриотизм обычно бесполезен для государства. Какой прок от того, что человек любит свой городок? Для формирования гражданской идентичности государства стараются сформировать патриотизм как любовь именно к государству, т.е. машине, управляемой чиновниками, контролирующей территорию, ограниченную пограничными столбами, заставами, КПП и т.д. Если первый тип патриотизма при наличии позитивного опыта связи с местом возникает спонтанно и органично, то второй имеет искусственный характер. Как может нормальный человек без посторонних усилий любить полицейского, таможенника, чиновника, депутата или президента? Любить не личность, а кресло которое она занимает. Любовь к креслу - одна из разновидностей сексуального извращения. Такой патриотизм не может возникнуть спонтанно, его надо воспитывать, чем все государства и занимаются.
С развалом СССР рухнул прежний государственный патриотизм (любить государство, которого уже нет, конечно, можно, но сложно). Пограничные столбы, обозначающие территорию, которую гражданин должен любить резко передвинулись. Еще вчера от меня ожидалось, что я буду готов умереть за неприкосновенность границы Грузии с Турцией или Украины с Польшей. Именно такую присягу я давал в армии. А потом в один день я был освобожден от такого патриотического долга. С 1991 г. мне уже можно наплевать на Грузию, Украину и далее по списку советских республик. В 1990-е гг.
Государственный патриотизм россиян смотрелся как ментальная аномалия. Помню, как в 1996 г., впервые попав в США, я с изумлением наблюдал проявления американского патриотизма: флаг над частным домом, футболка с буквами "USA", задушевное исполнение государственного гимна на футбольном матче и т.д. Представить в то время жителя России в футболке с названием этой страны можно было, но требовало большого напряжения воображения. Сейчас ситуация радикально изменилась: российский государственный патриотизм, с одной стороны, превратился в масштабную программу воспитания граждан, а с другой - он реально стал не менее заметен, чем государственный патриотизм американцев. Спонтанный государственный патриотизм встречается повсюду, хотя говорить о том, что он овладел массами, было был преувеличением.
Государственный патриотизм тоже имеет множество форм. Можно гордиться успехам государства в области науки и образования, а можно получать удовольствие от осознания того, что нас боятся. В современной России воспитание патриотизма все более и более явно сдвигается к последнему варианту. Телевидение буквально зомбирует фильмами про войны (в основном про ВОВ), в которых россияне (даже если тогда таковых не было) блистали военной доблестью. Школы втянуты в бесконечные патриотические мероприятия. На те же цели направлена организация публичных праздников... И в центр государства как объекта любви выдвигается армия. Все это уже было, поэтому актуализировать старый опыт - это не то же, что приобретать его заново. В советское время слово "армия" в публичных речах обыно сопровождалось произносимыми с придыханием эпитетами "любимая", "родная", "непобедимая" и т.п.
Приложение на ту же тему:
Елена Омельченко «Родину любить — не березки целовать»
https://m.lenta.ru/articles/2016/08/15/patriot/
Очень давно еще в юности слышал такую фразу : " Патриотизм в нашей стране- это разновидность стокгольмского синдрома." Другими словами: люди холопского звания -сущие псы иногда, чем им страшней наказание- тем им милей господа. Это о любви к государству, которым подменяют любовь к Родине и называют патриотизмом. Впрочем , каждый понимает патриотизм по своему. Кто- то, как последнее прибежище негодяев. Кто- то иначе. Сколько людей, столько и мнений.
Кому родина планета Земля, а кому деревня Гадюкино. Можно любить весь Мир, а можно наоборот, его ненавидеть из своей этой дер Гадюкино.... А государство - категория эфемерная, часто сменяемая и попросту склочная :)
В деревне Гадюкино опять идут дожди...
"Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм."
(Л.Н.Толстой)
Какие цитаты, какое цитирование, какая лексика… Патриосексуальные-педоперверсионные извращения. Валерия Марциала (Valerius Marcialis) на Вас, к примеру:
Мне говорят, будто ты, Фидентин, мои сочиненья
Всем декламируешь так, точно их сам написал.
Коль за мои признаешь, стихи тебе даром отдам я,
Коль за свои, - покупай: право получишь на них.
Перевод А.А. Фета.
В русской культуре было много Фётов, выходцев из княжеств, герцогств, графств. До создания Бисмарком германской империи, - Австро-Венгрию империей сделали Габсбурги. Российскую империю сотворило Смутное время. Этот Афанасий Афанасьевич Шеншин (Фёт), выслужил российское дворянство, не признали тогда в России его достойным служивого сословия:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
"Бывало и то: возьмет с собою в сад Токевиля, а в кармашке несет спрятанного Поль де Кока. Но, впрочем, это пустяки"
Сегодяшний патриотизм надут из ничего, и не имеет никакого основания. Попы, сталинисты и дураки. К моему глубокому сожалению.
http://proza.ru/2015/01/14/1011 журнал "Арт" 2-й номер за 2015 год