В ответ на российскую политику по отношению к Украине Запад ввел ряд санций против России. Однако «Россия» - это фигура речи, абстракция, которая в каждом конкретном случае принимает специфические очертания.
Во-первых, в качестве наказываемой России выступили для США 68 россиян, которых сочли причастными к осуждаемой политике в отношении Украины, для Евросоюза - 151 чел., для Канады - 42 чел. Это чиновники, депутаты, военные, некоторые крупные бизнесмены, близкие к Кремлю (Ротенберг, Тимченко, Ковальчук и др.).
Во-вторых, российские компании, тем или иным образом вовлеченные в освоении новых территорий (в американском списке около 30). Западным фирмам запрещено сотрудничество с ними.
В-третьих, несколько общественных организаций, из которых мне известны только «Ночные волки».
В-четвертых, были приняты меры по сокращению сотрудничества с Россией в разных сферах, прежде всего, в области межгосударственных контактов.
В-пятых, введены ограничения на экспорт в Россию широкого круга технологий и высокотехнологичного оборудования (около 200 наименований).
В-шестых, санкции против населения (в марте 2014 г. было запрещено выдавать визы жителям Крыма).
В ответ Кремль озаботился тем, как ответить побольнее. К обидам на Запад добавилась обида и на Турцию.
И оказалось, что российские санкции в отличие от западных могут бить только по принципу бумеранга: ударишь по ним, но этот удар придется и по своим. Первый вариант перекрытия труб, по которым качается туда нефть и газ, даже рассматривался. Это все равно, что взорвать себя вместе с противником. Выбрали второй вариант, запрет на импорт продовольствия из стран-обидчиков. Он также бьет и по чужим, и по своим, но в этом случае «свои» — это население, которое, чтобы отстоять честь обиженных чиновников и бизнесменов готово на все.
В итоге, если брать кризис, непосредственно затронувший население страны, то не санкции, а российские антисанкции внесли заметный вклад в ухудшение материального положения жителей России. Это отчетливо видно из доклада Управления по конкурентной политике правительства РФ«Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года». Разумеется, так нетактично вывод не формулируется, но если доклад внимательно прочесть (что я и сделал), то иного вывода и не видно.
Правда, обобщающий вывод звучит замысловато:
«Существенного отрицательного результата воздействия продовольственных «антисанкций» не отмечается. Смена поставщиков была оплачена покупателями путем роста цен».
Итак, все хорошо! Российский потребитель оплатил обиды государства и его слуг.
Приложение: Хроника санкций