По количеству бессмысленных, бестолковых, хорошо, когда безвредных (но часто наоборот) реформ, новаций и инноваций наша система школьного образования, наверное, впереди планеты всей. Вместо того чтобы решать действительные проблемы, возникающие в связи с объективными изменениями, происходящими в экономике или социальной сфере, чиновники и «передовая педагогическая общественность» придумывают перемены буквально на пустом месте. Обоснование необходимости преобразований, конечно, находится – самое красочное, восторженное, пафосное, однако наблюдать их результаты порою и смешно, и неловко.
На недавнем Петербургском педагогическом форуме замминистра образования Н.В.Третьяк сообщила, что с 2017 года планируется ввести специальные звания: «помощник учителя», «учитель», «старший учитель» и «учитель-наставник». Вот зачем?
Учителя, как узнали, сразу начали высмеивать будущее нововведение. В качестве примера приведу один остроумный комментарий своего коллеги: «Должен ли будет «учитель» отдавать честь «старшему учителю» или достаточно встать, когда «старший» зайдет в учительскую? Армия, так армия. Сначала все пройдут КМБ - курс молодого бойца (очередные курсы часов на триста). Потом построение в шеренгу и зачитывание приказа о назначении должностей с обязательным: «Служу школе!». Ну и куда в армии без «дедовщины»? Помощники учителя – «духи» - будут бегать за бумагой и краской для принтеров, летать мухой по школе. Просто учителя будут «фигачить» на уроках как «молодые». В семь часов вечера им придётся находить старшему учителю "пузырь" для "расслабона", а по ночам клепать для него на компе материалы к урокам. «Дедушки» - старшие учителя - будут ходить в форме, ушитой «в обтяжку», они станут напрягать учителей и помощников, забирать в столовой их пайку. Учителя-методисты - это «дембеля». Они вообще ничего не будут делать, а только сидеть в учительской на диванах и вспоминать свой боевой путь. Форма одежды - хипстеры. Им будет всё по большому барабану. Вот жизня пойдёт! Думал ли я, что 30 лет спустя после армии всё повторится в моей жизни?».
Власти же объясняют, мол, изменится порядок педагогической аттестации, которым многие недовольны (я тоже писал на данную темуhttp://igorolin.livejournal.com/130849.html «Какой учитель хороший? Почему система аттестации не отвечает на этот вопрос», полный вариант статьи см. в журнале «Народное образование» №8 2015г.). Впрочем, если это ответ на возмущение формальной процедурой существующей аттестации, то он может восприниматься исключительно как издевательство. При сохранении учёта среднего балла и массовой практики покупок «всероссийских» грамот, дипломов, публикаций, "ты его хоть горшком назови".
Ещё говорят, будто грядущее разделение учителей обернётся для них стройной системой профессионального роста. Психолог и журналист С.Шурухт замечает: «Логика подсказывает, что такой карьерный рост должен как-то визуально оформляться. Придется вводить какие-нибудь значки, бляхи, медальки – дабы все видели, что перед ними не простой учитель, а, к примеру, «учитель-наставник». Получившим звания увеличат жалованье. Но поскольку ассигнования на образование в ближайшие годы увеличивать не собираются, случится то, что по-умному называется «игра с нулевой суммой». Пайка одних будет расти за счет пайки других». Трудно не согласиться с этими рассуждениями, только следует добавить пару нюансов.
Разница в окладах между вводимыми «чинами» будет, скорее всего, минимальной, даже смехотворной. В условиях нарастающего кадрового дефицита увеличивать для выпускников вузов сохраняющуюся непривлекательность работы школьного учителя статусом «помощника» и снижением без того невысокого вознаграждения смерти подобно. Мы-то предлагали вернуть существенное увеличение зарплаты педагогам с высшей квалификационной категорией (может быть, при некотором ужесточении требований), а государство, намереваясь ввести некую «феодальную лестницу» в учительской иерархии, склоняется к использованию старого проверенного приёма – поощрять не столько деньгами, раз их не хватает, а новыми бумажками и званиями. И хотя педагогическое сообщество специфично, для него какая-нибудь сторублёвая премия имени заслуженного учителя, удостоенного рукопожатием и десятью благодарностей министра, имеет определённое значение, однако вряд ли советская традиция соцсоревнований окажется столь же эффективной в рыночных условиях.
А как быть с всё нарастающей борьбой родителей за «хорошего учителя»? Делегации и петиции с требованием поменять одного педагога на другого, «более квалифицированного», стали повседневным явлением. Конфликты треплют нервы всем участникам образовательного процесса. Случаются и казусы. Нам, например, не в первый раз пришлось столкнуться с явлением, когда сразу несколько мамочек будущих первоклассников написали заявления с просьбой перевести их детей из класса с литерой «г». Куда угодно. В разговоре выяснилось, что главный аргумент родительниц - не устраивающая их буква. Страшно представить, что будет, если в первые классы детей начнут набирать параллельно «наставник», «старший», «просто учитель» и «помощник».
…Как ни стараются нынешние правители с модернизацией образования, но всякий раз, когда они предлагают нечто вроде «специальных званий», понимаешь, что ситуация после разгрома советской школы приблизилась к духовным скрепам царской России, о чём хорошо рассказывал Горькому Чехов: «Если бы вы знали, как необходим хороший учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее… Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас это чернорабочий, который идет учить ребят с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы…признавали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него, унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой и попечитель школы, старшина и тот человек, который носит звание инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа… Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ, - вы понимаете? - воспитывать народ. Знаете, когда я вижу учителя, мне делается неловко перед ним и за его робость, и за то, что он плохо одет, мне кажется, что в этом убожестве я и сам чем-то виноват».
В общем, всё как всегда. Было время, с каждого учебного заведения спрашивали «модель выпускника». Почитать так – какие модели были, прямо святые! Почти как выпускник, нарисованный новым ФГОС. В жизни же эти модели стали, в частности, - той самой «золотой молодёжью» на Gelandewagen (чай, не абы какую школу оканчивали), сынками топ-менеджеров ("Лукойла" и иже с ними), удирающими 6 часов от ДПС, оскорбляющими сотрудников полиции, нарушающими все мыслимые правила дорожного движения, готовыми задавить, встреться на пути, несчастное быдло, и те самые прокурорские работники, кто трижды подряд закрывает по данному поводу уголовное дело, не усматривая в таком поведении никаких признаков хулиганства. Видимо, ждут, когда «ребята, не усвоившие в школе, что так поступать нельзя», по дороге ещё отстреливать быдло начнут. Что ж, когда в школах появятся «помощники учителей», вполне вероятно, начнут. Шоу должно продолжаться.
Кировская область
Школьная «Табель о рангах». Фарс образовательных реформ в стиле «а ля Петр»
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (10)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Игорь, вот я давно наблюдаю за высказываниями г-жи Третьяк. Чувство обескураживающее. По сути, даже возразить нечего, поскольку именно "сути" там и нет! Но беда в том, что её соратники и публичные собеседники (вроде, люди не глупые) все эти бредовые "откровения" воспринимают как "глас пророка". Ну неужели никто не понимает: баба не просто дура, а ДУРА НАБИТАЯ!
Альбина, в одном не соглашусь. Тут не глупость, а тонкая работа по отвлечению общественного мнения от реальных проблем системы образования - раз, новые механизмы погружения педагогического сообщества в мелкие дрязги - два, имитация бурной деятельности чиновников министерства - три.
Игорь, на самом деле, меня давно мучает вопрос: то, что сейчас происходит в стране, и в образовании в частности, что это? Сиюминутная глупость и хитрость приспособленцев, либо тонко продуманная, целенаправленная политическая стратегия с дальним прицелом? Если второе, тогда кто заказчик? Он, судя по всему, должен быть дьявольски умён и дальновиден. Но что-то такового на политическом горизонте не наблюдается! Либо наше общество настолько тупо и примитивно, что не обладает элементарным чувством самосохранения.
форма одежды - хипстеры?
Денис, оставил прямую речь без изменений. Честно, не знаю, что это - я давно отстал от современного сленга, да тут и не суть важно.
ну просто "хипстеры" и "армия" - вещи, скажем так, близкие к противоположностям
Уважаемый Игорь, всегда внимательно читаю ваши публикации. И вижу родственную душу.
По поводу этой публикации выскажусь так: делить учителей на помощника, учителя и старшего, наверное не следует. Достаточно разрядов, которые может присвоить комиссия, проверив уровень преподавания учителся. Учителя - методисты были в свое время. Сам работал в одно время запасным учителем Гороно. После увольнения с должности зиректора школы работал запасным учителем- методистом Гороно. Хамещал заболевших учителей в различных школах Усинска. Иногда в трех и четырех школах одновременно. Все уроки в каждой школе были открытые и учителя предметники, завучи и так далее посещали их. После урока на котором они присутствовали предлагал им сделать разбор урока ( обычно учителя, которые вели урок, делают рахбор, а посетившие оценивают разбор). А затем обращал внимания на недочеты в их разборах. Обчно их удивляло, почему многие закоренелые двоечники и троечники начинали получать на моих уроках пятерки и начинали стараться. А секрет прост. В каждом новом классе говорил:" Ничего не знаю и не хочу знать от ваших учителей, какие вы. Начинаем с чистого листа. Каждый может начать с читсого листа и стать отличником. А затем все просто. Используя приемы методики преподавания вести урок максимально интересно в быстром темпе. Успевая на уроке изложить новый материал, акрепить его по возможности зрительным усвоением, то есть скоростным чтением, а затем опрос темы в быстром темпе. Иногда начинал гонять по терминологии. Даже по пройденным до меня материалам. На следующем уроке тоже самое. Очень быстрый темп опроса с четкими ответами. В итоге большинство учащихся класса быстро становились отличниками и хорошистами. Даже в классах, в которых были собраны самые слабые ученики школы ( обычно каждый пятый или шестой класс по параллели состоял из слабых учеников) с ними тоже приходились менять методику преподавания с учетом их уровня развития. Нередко там были тугодумы, которые медленнее соображали. Словом нужно одновременно очень быстро устанавливать психотип ученика по характерным признаком и в соответствии с ним образаться к нему. Вот такая вот работа учителя- методиста. Когда работал директором школы, то раз в неделю директора школ посещали школы и участвовали в комиссиях, которые выслушивали разборы уроков учителями разных специальностей. Поэтому мне было легче. Но кроме
Того в щколах были учителя- методисты- которые возглавляли методобъединения учителей предметников. Я вели историю, а жена возглавляла методобъединение математиков. Словом методика преподавания лчень нужная вещь. Я, к примеру, в любое время одну и ту же тему мог дать не менее 14 способами. Мгновенно перестроившись в зависимости от погода, степени подготовки класса, после или до обеда урок и так далее.
Спасибо, Владимир, с большим интересом прочел Ваш комментарий и полностью принимаю его. Без опытных, высококвалифицированных учителей не обойтись и сегодня: они по-прежнему выполняют роль наставников молодых, только что пришедших в школу педагогов; возглавляют школьные и районные методические объединения. У нас работает "Школа молодого специалиста", в рамках которой проводятся открытые занятия, учителя делятся своими находками.
Мне показалась очень интересной (с таким не приходилось сталкиваться) и полезной практика наличия резервного учителя.
К сожалению, много лет назад произошёл разгром централизованных методических кабинетов. В связи с тем, что оплата труда методистов стала безнадежно отставать от учительской, оттуда ушли сколько-нибудь опытные педагоги. Методкабинеты превратились в пункты приема-передачи отчётности. Если задуманная реформа в какой-то мере будет решать эту проблему, создавать условия для того, чтобы лучший педагогический опыт передавался молодым, то это можно приветствовать. Однако опять же потребуется комплекс мер (например, невозможно быть методистом с нагрузкой под 30 часов, что сегодня самое обычное дело).
Позвольте бывшему учителю внести посильный вклад в комментарии этой глупости (другого слова подобрать сложно): а "помощник учителя" учить не будет, а только помогать?
Тетради проверять или с доски стирать? )) Вряд ли. Будет делать ровным счетом всё то же самое, что учитель, только за меньшую плату.