Можно долго говорить обо всех плюсах и минусах вступления в Евросоюз. Сегодня, в годовщину вступления Латвии в Единую Европу, как раз есть отличный повод. Если быть совсем кратким, то все довольно банально: плюсы в том, что есть уже готовые и проверенные решения по изменению своей жизни, которые останется только внедрять, минусы – в том, что от их внедрения, если они вам не нравятся, далеко не так просто отказаться.
Существует много сравнений, описывающих такую модель: холостая жизнь и брак, свой бизнес или работа в крупной корпорации. Но самое, на мой взгляд, оптимальное сравнение вступления в ЕС или существования вне него – это покупка франшизы или ведение самостоятельного бизнеса.
Можно купить франшизу McDonalds, где будет прописано все, вплоть до траектории перемещения персонала и громкости музыки в зале. Рамки очень жесткие, свободы мало, надо платить весомый вступительный взнос, а потом еще роялтис. Но это уже проверенная временем механика.
Можно открыть собственный фаст-фуд. Тогда все только в ваших руках. Природе известны случаи и более преуспевающих фаст-фудов, чем МакДональдс.
На данный момент членами ЕС не являются следующие европейские страны: Исландия, Норвегия, Швейцария, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония, Албания. Думаю, список стран уже доказывает каноничность сравнения с франшизой. Можно быть успешным самостоятельно, а можно и не быть. Интересно, что в Норвегии против ЕС проголосовало 55% избирателей, в то время как в Швеции и Финляндии был обратный результат – около 55% «за». Таким образом, ЕС мог не досчитаться и еще пары стран. Но в 1995 году они взяли свой курс и не собираются с него сворачивать, также как Норвегия не собирается вступать в ЕС. А ведь разница была совсем не большой.
Франшиза эта была дорогой. По сути, Западный ЕС как никто лучше понимал: бывший Варшавский Блок готов отдать все, чтобы стать частью Единой Европы. По сути, обмен примерно таковым и получился: бывшим социалистическим странам предложили отдать все в обмен на членство в ЕС. Как бы парадоксально это не звучало, сегодня стоит сказать, что обмен этот явно того стоил.
Несмотря на массово закрывшиеся крупные предприятия, несмотря на все новые нормы и стандарты, членство ЕС спустя совсем короткое время оправдало себя. И сегодня эту мысль не поддержат только отдельные бенефицианты предыдущей системы. Отдельные – потому что даже для них новая экономическая реальность оказалось более выгодной.
Интересно, что в Норвегии – стране с явно развитой культурой вождения и еще более развитой велокультурой, существуют серьезные транспортные проблемы. Вполне вероятно, что собственные дорожные стандарты оказались управленчески более слабым решением, чем таковые в Евросоюзе.
По сути, ЕС – это все преимущества объединения стран без всех их минусов. Некоторой оговоркой могут служить общие стандарты по целому ряду вопросов, но и они несут больше хорошего, чем плохого. Во-первых, евростандарты существуют для того, чтобы любой немец или швед мог получить хотя бы относительно такой же уровень медицины, образования или пользования инфраструктурой как в своем Гетеборге или Мюнхене, так и на далеком хуторе под Краславой. Во-вторых, все евростандарты обсуждаются и на них можно наложить вето. К слову, европейских комиссаров существует ровно столько же, сколько стран-членов ЕС – по одному от каждого государства.
Существование ЕС – это тот случай, когда бенефициантами системы становятся вообще все. Как и положено в капитализме, позиция win-win. Англичане получают дешевую рабочую силу в виде латвийцев, латвийцы получают более высокооплачиваемые рабочие места, и даже я, иммигрант, получаю возможность покупать или арендовать жилплощадь в Риге задешево, так как очень многие уже успели уехать на Запад. В Латвию идут инвестиции, и местное население постепенно богатеет. И опять в плюсе все: и западные инвесторы, и местные жители, и даже я, приехавший из вообще другой страны. Вряд ли от всего этого имеет смысл отказываться в пользу возможности самостоятельно принимать все решения.
Кто-то сравнивает ЕС с потерей общей свободы, проводя параллель со вступлением в Советский Союз. Великобритания со своим референдумом о выходе как нельзя лучше демонстрирует принципальную разницу: вы в любой момент можете выйти из ЕС, в то время как Советский Союз может в любой момент выйти из себя и войти в вас.
Человек с большим опытом управления предприятием может создать фаст-фуд лучше МакДональдс. Норвегия, Исландия и Швейцария частично доказали это своим примером. Опять же, их преимущество над ЕС дискуссионно. Также дискуссионно, как преимущества некого преуспевающего локального фаст-фуда над МакДональдс. Тем, кто долгое время не имел возможности управления предприятиями, наверное, все же лучше купить франшизу. Задорого, с ежемесячными взносами, но стопроцентную.
«Латвийцы традиционно сравнивают себя с Эстонией, но в последнее время сравнение стало очень неудобным, потому что соседи нас уверенно обошли. Теперь осталось сравнивать себя с Болгарией и Румынией, чувствуя себя лучше, поскольку по макроэкономическим показателям выходит, что они беднее, — пишет обозреватель NRA Марис Краутманис.
Недавно мне довелось побыть пару дней в Болгарии – стране, которая недавно вступила в Евросоюз, где до сих пор своя валюта – левы и стотинки. В Болгарии огромные проблемы с интеграцией крупного национального меньшинства – цыган. Всем латвийцам, услышав про Болгарию, можно гордо выпятить грудь, поскольку болгарам еще труднее.
Но реальность такова, что, продолжая в нынешнем духе, у Латвии есть все шансы обогнать Болгарию по бедности и заброшенности и стать самой неудачливой неудачницей Европы. Еще немного, и победим в этом Болгарию.
В Болгарии коэффициент Джини уже долгие годы примерно равен латвийскому – один год он выше в Латвии, другой – в Болгарии. Это число, констатирующее социальную несправедливость, – то, что в стране есть горстка богачей, которым принадлежит почти все государство, и множество бедных и нищих. Есть еще тонкий слой середнячков, которые хоть и ездят на хороших машинах, но находятся в социальной зоне риска и могут легко стать бедняками.
Наш премьер-министр Марис Кучинскис думает, что социальную несправедливость можно уменьшить борьбой с теневой экономикой, но это не решение. Социальную несправедливость можно снизить, только изменив налоговую систему в сторону прогрессивного налога. Это нелегко, потому что никто не хочет платить налоги. Но, к сожалению, другой дороги нет. Если Болгария первой решится ввести прогрессивный налог, Латвия останется позади.
У Болгарии, так же как у Латвии, проблемы с привлечением инвестиций, потому что большие корпорации не хотят вкладывать деньги в мутное болото коррупции и неясного правового регулирования. Но, гуляя по болгарской столице Софии, можно видеть, что некоторые инвестиции проходят мимо Латвии, а задерживаются в Болгарии.
Например в Софии есть аутлеты австро-немецкой фирмы «Lidl». В Латвию эта фирма пришла тогда, когда цены на недвижимость были низкими. Была идея конкурировать с «Maxima» и «Rimi». Но получилось, что иностранцы скупили тут землю и недвижимость по дешевке и почувствовали, что все пойдет не так. В удачный момент купленное они продали и ушли, получив восемь или больше миллионов. Не ощутили, что Латвия – хорошее место для бизнеса.
Французский банк «Societe Generale» тоже в какой-то момент посчитал, что в Латвии можно работать – у них был здесь офис и несколько филиалов. Но французы отбросили мысль о Латвии, потому что им не понравилось влияние главенствующих здесь банков на политику, сильно затрудняющее конкуренцию.
А в Болгарии, в Софии филиалы «Societe Generale» почти на каждом углу. Мы вроде бы можем радоваться, что мимо нас прошел недавний скандал — «Societe Generale» довольно сильно замазался в панамском деле, что отозвалось и на внутренней политике Болгарии, но это доказательство, что для иностранных денежных мешков Болгария милее Латвии.
В Болгарии потрясающе красивая природа – Рила-Родопские горы, ручьи, реки, озера, заснеженные вершины, крутые утесы и поросшие лесом холмы. Есть где развернуться туризму. В то же время Болгария – это Восточная Европа со всеми ее приметами – ямы на тротуарах и во дворах, заросшие травой и сорняками пустыри даже в центре города, покосившиеся здания, плохие районы. Но по ночам улицы моют – в отличие от Риги.
По «коэффициенту захолустности» Болгария пока что обгоняет Латвию. Болгары пока не поняли, что надо убирать мусор перед своим магазином, надо мыть запыленные окна. Но вскоре Латвия будет грустным взглядом провожать ушедшую вперед Болгарию – как последняя, самая бедная страна Европы. Тогда мы сможем соревноваться в чемпионате неудачников с Сомали и Эритреей».
В этом и принципиальная разница. Латвия сама себя ни с кем не сравнивает. Просто идет к своим целям.
Латвия не просто *ИДЕТ* к СВОИМ целям, а даже СКАЧЕТ, но почему - то ТРЕБУЕТ, чтобы Россия покупала ее, латвийскую, продукцию! Страдает, бедолага , без российского рынка сбыта!
С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ *независимостью" Латвия, поздравляем!!!!!