Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. «Ужасы» сталинской эпохи, которых не было - 2

«Ужасы» сталинской эпохи, которых не было - 2

Радик Хабибрахманов
Радик Хабибрахманов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Решил осветить историю татарских деревень МАССР в разрезе 30-х годов в качестве ответа г-ну Сажину, чтобы вместе поглядеть об «ужасах» сталинской эпохи, ну а после будут некоторые мысли касаемо этого всего. Для этого использовалась вот эта  книга
Итак(специально делаю примечание для Жэки «русского» Пирогова, это слово пишется слитно), начнем:

Деревня Алашайка 

Весной 1931 г. 11 хозяйств объединились в товарищество по совместной обработке земли. В него вошли Натфулла Сагдуллин, Гаптрахман Зиадиев, Шарафутдин Тимуршин, Гульбика Сулейманова и др. В их числе были и зажиточные крестьяне Файзрахман Ахметзянов, Файзрахман Маматов, Мухамаян Якупов.

К осени в товарищество вступило уже 25 хозяйств, которые объединили свои земельные наделы, лошадей, сельскохозяйственный инвентарь. Пришла помощь и из района: прислали сеялку, молотилку.

В 1931 г. на базе товарищества создали колхоз “Танк”, первым председателем которого стал неграмотный Габдулла Мухамадиев. Он расписывался тамгой (личным знаком был кирпич). Колхозный учет доверили вести местному учителю, приехавшему из Татарской республики.

С 1932 г колхоз возглавил Сафархан Фатхуллин. Колхозники построили конюшню, здание правления колхоза, которое до этого располагалось в доме Назип-бая. Дом бая разобрали, чтобы построить клуб. Он был открыт в 1933 г. В 1940 г. клуб имел другое помещение со зрительным залом на 120 мест.

В 1930 г. в приспособленном помещении создается изба-читальня, которая по данным 1940 г. обслуживала татарское население 6 колхозов (595 хозяйств). Книжный фонд библиотеки насчитывал 443 экземпляров книг. Изба-читальня регулярно получала 2 наименования газет, один журнал. Ее посетители имели возможность поиграть в шахматы, шашки, бильярд, домино, послушать ламповый радиоприемник, патефон.

Проблемами социального и культурного развития деревни занимался Алашайский сельский совет, который был создан в 1931 г. Первым его председателем был избран Юсуп Хайруллин, который в 1938 г. стал депутатом Верховного Совета МАССР первого созыва. В разные годы руководили сельсоветом Муса Хисматуллин, Нафиса Юсупова, Идрис Юсупов, Гаяз Шайхиев, Файзрахман Халирахманов, Шамиль Ахмадуллин. 

В начале 30-х годов был открыт медпункт. В здании бывшей деревянной мечети работала начальная школа.

5 октября 1934 г. председателем колхоза “Танк” был избран Сагдуллин Натфулла. К этому времени хозяйство состояло из 6 бригад. Большое внимание стало уделяться развитию животноводства. В 1934 г. построили маленькую ферму (на его месте сейчас находится Верхнеалашайская ферма), приобрели сепаратор. В 1935 г. по контракту с колхозниками было собрано 30 голов овец и создана овцеферма. Через год в деревню привезли трех свиноматок, одного хряка. В 1937 г. колхоз имел 60 лошадей, 45 коров, 15 голов овец, 12 свиноматок.

Укрепилась техническая база. С образованием в Параньге машинно-тракторной станции в 1935 г. в колхоз прибыл первый трактор. 5 жителей деревни: Ситдик Хасанов, Рахим Каримов, Газизьян Шаймарданов, Хайби Хузин, Мухарлям Нигматзянов прошли курсы подготовки трактористов при МТС и стали первыми трактористами. Первая автомашина — полуторка поступила в колхоз тоже из МТС. На ней первоначально работал русский шофер по фамилии Кропотов, затем Юсуп Ахметшин. С 1936 г. уборка урожая стала вестись прицепным комбайном. Первым комбайнером колхоза стал Мухаметзян Сафарханов.

Деревня Игенчеляр (Никкилдем)

За 1930-1933 гг. в колхоз вступили 70 хозяйств, а остальные - разъехались. Отток населения продолжался и в дальнейшем. Так, если в 1932 г. в деревне насчитывалось 392 жителя, то в 1939 г. - только 302. В 1940 г. в колхозе числилось 45 дворов. В тот год в колхоз вступила одна семья, а выбыло — семь. Всего в колхозе насчитывалось 258 человек, трудоспособных от 16 до 60 лет — 31. Были организованы две бригады, одной бригадой руководил Басыр Гайнанов, второй — Гаптрахман Мухаметзянов. В 1937 г. построили ферму, где содержались 4 коровы, бык, 20 овец, 2 барана, 4 гусыни, один гусак, две утки. За скотиной на ферме ухаживали Файза Вафина, Масфура Хисматуллина.
В 1932 г. открыта школа I ступени, для которой в 1934 г. было построено новое здание. Первым учителем стал Даминов из Портянура. В 1938 г. учительницей работала Марьям Ахмадуллина, которая впоследствии долгие годы трудилась в Параньгинском райкоме КПСС. С Басыром Гайнановым они вырастили 5-х детей, дали им образование, два сына стали геологами, дочь - экономистом, другая — врачом-офтальмологом, работает в Параньгинской райбольнице.

В 1935 г. в деревне открылся магазин потребкооперации, первым его продавцом стал Юсуп Гатауллин

Починок Прикум-фабрика (починок при фабрике Кумач, Прикумачная фабрика)

С началом коллективизации крестьяне образовали колхоз “Танк-2” (“вторым” его назвали, чтобы не спутать с Верхне-Алашайским колхозом “Танк”). Первым его председателем стал Муса Сиразутдинов. Затем на этой должности работали Габдрахман Хабибуллин, Габдрафик Мусин. 28 ноября 1936 г. по государственному акту за колхозом было закреплено 71,0 га земли.

В 1937 г. плохое экономическое положение колхоза вынудило жителей Прикум-фабрики объединиться с жителями Тат-Кошпая в колхоз “Кызыл юл” (“Красный путь”). В этот период починок состоял из 13 дворов, в которых проживало около 70 человек. После присоединения с Тат-Кошпаевским колхозом, крестьяне отказались от своих земель, находящихся возле починка Поташ.

Председателем колхоза “Кызыл юл” в 1935 г. был Тухватуллин Мунир, счетоводом — Габдрахман Габдуллин. До войны хозяйство развивалось, набирало силы.

Починок Тат-Кошпай (починок Кошпаев)

В начале ХХ в. численность сельчан, как и в ХIХ в., росла медленными темпами. Если в 1905 г. здесь насчитывалось 24 двора, 134 человека, то к 1923 г. жилых дворов стало 32, но население уменьшилось до 131 человека: 67 мужчин, 64 женщины. В 1932 г. насчитывалось 165 человек, все татары.

В начале 30-х годов жители деревни создали колхоз ”Кызыл юл” (“Красный путь”). Первым его председателем был Н.Тухватуллин. В колхоз вступили 25 хозяйств, объединив скот, имеющийся сельхозинвентарь. По государственному акту от 4 декабря 1936 г. за колхозом было закреплено 246,67 га земли. В этом небольшом колхозе была ферма, конюшня, содержали коров, лошадей. С 1933 г. колхоз возглавил Мунир Тухватуллин, счетоводом был Габдрахман Габдуллин. В 1937 г. в состав колхоза вошли жители починка Прикумачная фабрика.

Деревня Тоштоял (Искеавыл, Тоштыял, починок Тоштоял)

В 1929 г. жители деревни объединились в колхоз им. Сталина, его председателем избрали Х.Бикбова. Но через полгода колхоз распался. Он был восстановлен в 1930 г. под именем “Алга бас” (“Шагай вперед”), в который вошли 10 хозяйств. Председателем колхоза избрали Х.Хамитова.

В этот период в деревне насчитывалось 169 домов, 858 человек. По социальному положению крестьяне делились на бедняков (79,3%), середняков (20,1%) и кулаков (0,6%). 3 кулацких хозяйства (22 человека) были вскоре репрессированы.

В 1931 г. 46 хозяйств колхоза обрабатывали 63,4 га земли, имели 13 лошадей, 28 коров. Через 4 года колхоз “Алга бас” объединял уже 790 человек, в т.ч. 360 м.п. и 430 ж.п. За хозяйством в 1937 г. было закреплено 842,6 га земли, в т.ч. пашни - 750,7 га, приусадебных земель для личного пользования 141 семьи колхозников - 45,34 га.

В 1920-1930-е гг. успешно развертывалась культурная революция. В 1926 г. открывается школа I ступени, где обучались 36 мальчиков, 24 девочки. В 1935 г. она стала семилетней. Школой руководили в разные годы Ш.Гатауллин, Г.Хабибрахманов (из Татарстана), М.Саляхутдинова, Г.Валиуллина, Г.Рахматуллина. С 1932 г. в деревне действовали школа для подростков (заведующий Мухаметханов), школа малограмотных (зав. Гараев), изба-читальня и красный уголок (зав. Шакирова). Клуб со зрительным залом на 120 мест был устроен в здании переоборудованной мечети. В деревне работала библиотека с книжным фондом 150 экз. Здесь выписывали 5 наименований газет, 3 журнала. Посетители могли поиграть в бильярд, послушать патефон, радиоприемник. В деревне открылся магазин потребкооперации.

Деревня Хабибуллино (Хабибулла пучинкэсе)
В 1932 г. в деревне открывается школа I ступени, ее заведующим был Шакиров. Обучение детей велось на татарском языке. Духовным центром селения была мечеть, в которой служил имам из Казани.

Волна коллективизации дошла и до глухой деревушки Хабибуллино. В 1933 г. ее жители организовали колхоз “Алдан” (“Идущий впереди”). 13 октября 1935 г. за колхозом закрепили 239,34 га земли, из них пашни 138,33 га, а приусадебной земли для личного пользования — 15 га.

Починок Чекманур (Тоштоял починок, Искеавыл пучинкэсе)

Жители селения вели единоличное хозяйство, обрабатывая землю на лошадях. В феврале 1933 г. 14 семей, состоящих из 60 трудоспособных людей, объединились в колхоз “Эшчелэр” (“Труженики”). За колхозом было закреплено 41 га пашни и неудобий — 4 га. В начале 1934 г. колхоз имел 3 рабочие лошади, столько же плугов, борон, одну веялку, ручную молотилку. Самостоятельно колхоз просуществовал только до 1935 г. В этом году он уже был в составе колхоза “Алга бас” (д. Тоштоял).

Деревня Красный Амшан (Кзыл Амшан)

В 1931 г. в деревне жили 37 хозяйств. 4 августа 1931 г. на общем собрании граждан было решено организовать колхоз. Учредителями колхоза им. Сталина выступили Галиулла Сафин, Хисмат Сафиуллин, Гафият Сибгатуллин. В состав правления вошли Зиннат Гимадеев, Гайнутдин Сиразутдинов, Исмагил Шамсутдинов, Ахмадулла Ганеев. Председателем правления был избран Галиулла Сафин.

Колхоз объединил 108 человек из 162 жителей деревни, имел 85,4 га пашни (в среднем по 0,786 га на каждого едока). Оставшимся 54 кулацким семьям было отведено 42 га пашни.

В колхоз крестьяне вступали со своими лошадьми, сельскохозяйственным инвентарем. Вскоре однако его присоединили к параньгинскому колхозу “Объединение”.

Коллективное хозяйство имело свой смолокуренный завод, где гнали смолу, деготь и готовили древесный уголь. В колбасном цехе сбежавшего в Шахунью кулака Мухарляма Ахметханова районное потребительское общество наладил выпуск колбасы. Мастером здесь работал Ахмадулла Ганеев, ему помогали 5 человек.

В 1930-е в доме бывшего торговца Нотфуллы Хасбиуллина была открыта школа. Первым учителем стал Маннан Юсупов из Портянура.

Репрессии 30-х годов коснулись и жителей Красного Амшана. 1 августа 1932 г. были арестованы четыре брата Ибрагимовых: Вафа, Мустафа, Мухаматша, Сафа. Трое из них были приговорены к различным годам заключения, а Вафа — к трем годам ссылки. По какому-то навету был арестован 26 февраля 1940 г. бригадир колхоза Хабибулла Галиуллин и осужден на 1 год 5 месяцев заключения. Все они впоследствии были реабилитированы.

Деревня Ляжбердино (Лажы)

В 1919 г. в деревне была открыта школа I ступени. В 1924 г. здесь обучались 75 детей. Школа имела свое собственное помещение, библиотеку, состоящую из 276 экземпляров учебных пособий и 134 книг для внеклассного чтения. Обучение в школе велось на татарском языке. В 1932 г. заведовала школой Ирмашева. В эти же годы в Лажбердино работала школа крестьянской молодежи, которой заведовал Самигуллин, действовали красный уголок, пункт ликвидации неграмотности.

В 1933 г. 111 хозяйств деревни (508 человек) объединились в колхоз “Красный Октябрь”. Были обобществлены 65 лошадей, 24 бычка, 2 быка, 29 телят, 13 коров, 132 овцы. Руководство колхоза обращало внимание на укрепление его материально-технической базы. К 1940 г. хозяйство приобрело важнейшие сельхозмашины: 4 сенокосилки, 4 жатки-самосброски, 37 конных плугов, 17 культиваторов сплошной обработки, 30 дисковых борон, сортировки, веялки, повозки и т.д. Были построены производственные помещения, склады, амбары, животноводческие помещения.

В Ляжбердине работали 3 водяные, 1 ветряная мельницы. Ветряная мельница, находящаяся по дороге в Ирнур, служила людям до конца 50-х годов прошлого столетия, потом была перекатана под механическую мельницу (работала от двигателя трактора), переведена впоследствии на электрическую.

Поселок Параньга (Бэрэньгэ, Паре\ге))

В 1930 г. жители д. Параньга образовали первый колхоз под названием им. Ленина. В следующем году один за другим появились колхозы “Урняк”, им. К. Ворошилова, “Осоавиахим”, “Ударник”, “Трактор”. В январе 1932 г. все эти хозяйства создали единый колхоз “Объединение”. В 1937 г. за ним было закреплено 4654,60 га земли, в том числе: пашни — 3912,24, сенокосов — 211,39 га, выпасов и пастбищ — 371,99 га. В то время председателем колхоза был Хабибрахманов, В селении работали 5 кузниц.

Развитие Параньги заметно активизировалось после создания в 1931 г. Параньгинского района. Районные власти повели целенаправленную работу по улучшению технического обеспечения села, повышению эффективности сельскохозяйственного производства. В целях создания технической базы для коллективных хозяйств в феврале 1935 г. была образована Параньгинская МТС. Ее база располагалась на северном конце Параньги. Налаживалась агрономическая служба.

С 1930-х годов в Параньге начали работать хлебопекарня, маслозавод, столовая общепита. К началу 1939 г. в селе действовали 8 предприятий, где насчитывалось в среднем 34 рабочих. Валовая продукция этих предприятий за год достигала 188 тыс. рублей (в сопоставимых ценах 1926—1927 гг.). В 1941 г. открылся районный промкомбинат.

С 1932 г. работает в Параньге отделение сбербанка, в 1934 г. открылось отделение Госбанка. Развивалась торговля. Большую роль в этом играл Параньгинский базар, который считался одним из крупных в МАО. В 1924-1925 гг. средний оборот базара, проходившего по понедельникам, составлял 1,5 тысячи, а ежегодный - более 75 тысяч рублей. Здесь торговали в основном хлебом, домашним скотом, кожсырьем, промтоварами, мануфактурой.

В 1931 в Параньге функционировало сельское потребительское общество. Первыми кооператорами были Мухаматгариф Рахматуллин, Габдулла Сибагатуллин. Председателями сельпо работали Бари Шагиахметов, Сафархан Гизманов, Фатых Мухаметханов.

В 30-е годы потребкооперация значительно расширила ассортимент реализуемых товаров. В 1938—1939 годах Марпотребсоюз построил Параньгинский раймаг. Первым его директором стал А.В.Валеев.

Активно развертывалась просветительская работа. 1 октября 1919 г. открылась русско-татарская школа I ступени для детей школьного возраста. Она была общеобразовательной, четырехгодичной. Обучение велось на русском языке. Заведовала школой М.Бусыгина. Школу посещало 40 детей обоего пола.

В 1932 г. действовала ШКМ, заведовал ею Хасанов. Она обслуживала татар, обучение велось на родном языке учащихся. Много делалось по ликвидации малограмотности и неграмотности взрослого населения. Работала школы подростков и малограмотных (заведующие Междинов и Тухватуллин). В 1935 г. было построено здание для неполной средней школы на 400 мест. На начало 1939—1940 учебного года в Параньге занятия велись в двух школах. Работали 25 учителей. Обучались 720 детей одновременно.

В годы борьбы с беспризорностью в 1923 г. в Параньге открылся Детский дом, где нашли приют сотни детей, оставшихся без крова и родителей. В 1937 г. для Детского дома было построено специальное здание ( в настоящее время в нем находится детсад “Солнышко”). Детдом функционировал до 1958 г.

Первый детский сад в Параньге начал работать в середине 1930-х годов. Он располагался в здании бывшей Красной мечети. С увеличением количества детей, желающих посещать дошкольное учреждение, были организованы еще 4 детсада. Однако вскоре они закрылись. В 1939 г. в селе работал один детский сад, где воспитывались 38 детей.

В 1937 г. построено здание детских яслей. Яслями руководила многие годы Амина Нигмадзяновна Серебрякова, ныне одна из старейших жительниц поселка.

С открытием в 1932 г. Параньгинского педучилища село стало одним из республиканских центров подготовки учительских кадров. Если в 1934 г. здесь обучались 86 учащихся, то в 1939 г. число студентов возросло до 187 человек, из них 168 - проживали в общежитии.

Получило развитие библиотечное дело. В Параньге работали изба-читальня, библиотека. В 1923 г. фонд библиотеки насчитывал 850 книг. Кроме 39 постоянных читателей, библиотеку за год посетило более 600 человек. Библиотекарями работали 2 человека.

В 1931 г. открылся Дом соцкультуры. Через год построили деревянный клуб на 200 мест. В 1938 г. кроме Дома соцкультуры, действовал клуб, в котором была звуковая киноустановка.

В 1930-е годы были заложены основы для развития здравоохранения и медицины. В 1932 г. началось строительство больницы, которое велось в течение четырех лет. Первым врачом в Параньге стал Абдриев из Башкирии, который принимал больных в доме, принадлежащем мулле. Многие жители села страдали от скарлатины и трахомы. В 1933 г. по решению РИК был открыт барак для больных скарлатиной. С августа 1935 г. Параньгинская больница получила статус районной. С этого времени стало увеличиваться количество больничных помещений. В 1937 г. началось строительство родильного дома и молочной кухни. В следующем году выделено помещение под детскую консультацию. К 1940 г. число больничных коек достигло 40.

В конце 20-х годов открылся ветеринарный пункт, преобразованный в последующем в зооветучасток, а затем - в станцию защиты животных. Первым специалистом с высшим образованием в районе стал ветврач Лежнин.

В Параньге действовала почтовая контора В 1931 г. для обеспечения связи с организациями района в райцентре был установлен коммутатор на 20 телефонов. Через некоторое время его заменили на более мощный. С ноября 1933 г., после того как был установлен радиоузел, началась радиофикация в районе. В этом году действовали 93 радиоточки. С 1932 г. стала выходить районная газета “Удар колхозчы”. В 1940 г. она получила название “Коммунизмга” (“К коммунизму”), ее разовый тираж составил 1710 экземпляров. В год выходило 120 номеров. Газета печаталась в районной типографии. С 1992 г. газета начала выходить под названием “Наша жизнь”.

Деревня Кызыл Байрак (починок Портянур)

В 1926 г. здесь проживали 23 душ мужского и 29 - женского пола.

В конце 20-х годов в починке действовало Кызылбайракское мелиоративное товарищество. Его устав был зарегистрирован 8 августа 1928 г. С началом всеобщей коллективизации в 1929 г. посевные земли Ирнура и нового починка (они были рядом) объединили. С образованием колхоза “Янга тормыш” жители починка вошли в его состав. По данным 1939 г., в Кызыл Байрак проживало 118 человек.

прим. количество жителей за 30-е годы увеличось.

Деревня Портянур (Портянур, Пуртаныр)

После установления Советской власти и начала коллективизации дом Галимзян бая был передан со всеми постройками под Портянурское сельпо, а в доме Ахмадуллы-бая была колхозная контора, чуть позже в двухэтажном доме муллы расположилась начальная школа.

Колхоз под названием “Янга юл” (“Новый путь”) образовался 4 августа 1929 г. Первым председателем был избран Яхья Мухамадиев. Сначала вступили в колхоз 9 семей. В 1930 г. колхоз собрал богатый урожай. В 1931 г. в колхозе были построены фермы и конюшня. Видя успехи коллективного хозяйства, в него вступили еще 95 семей. Полная коллективизация в деревне завершилась в 1936 г. В этом же году в колхоз пришли первые трактор и автомобиль. Трактористами стали Мухаматгали Вафин, Ахмау Сибгатуллин, Габдрахман Мухаметгалиев, а из женщин — Мамдуха Мукминова.

В 1932 г. в Портянуре насчитывалось 1833 жителя, почти 400 дворов. В 1934 г. был образован Портянурский сельсовет. Его председателем стал Габдулла Зарипов. Сельский совет оказывал большую помощь крестьянам, проводил в деревне основные социальные и культурные преобразования.

В 1932—1933 учебном году Портянурская школа становится семилетней. В 1934 г. она перешла в новое учебное здание. Первое клубное учреждение было открыто в 1934 г. в здании медресе. Позднее под клуб приспособили здание мечети. Работу в клубе вела активистка Кашифа Каримуллина. В клуб приезжали из Параньги с кинопередвижкой, показывали немое кино первые киномеханики Махфиль Чурашева, Габдулла Габдрахманов. Летом киноустановка работала во дворе учителя Ситдикова М. В 1955 г. в деревне была уже своя киноустановка.

Первая изба-читальня открылась в 1935 г. в доме середняка Идриса Мухамадиева, которой руководила выпускница педучилища г. Нижний Новгород, уроженка Татарстана, Шамси Закирова.

Вся культурная работа в те годы была возложена на учителей. Были активны учителя: Тальгат Ганиева (гармонистка), Рабига Фатыхова, Кутдус Иманкулов, Зайни Гайсин, Лялюфар Ахатова, Ахтаф Ахтамова, Гайша Миннибаева, местный мельник Петр Горшенин — гармонист, пел прекрасно русские, татарские песни. Этим коллективом в разные годы было поставлено немало спектаклей классиков татарской драматургии.

Деревня Гайфуллино (Гайфулла пучинкасы)

Починок основан в 1929 г. Первой здесь, на краю лесного массива в верховьях реки Илеть, поселилась семья Шарафутдина Ахмедханова с сыновьями: Нурмухаматом, Ахатом и дочерьми Майсаварой, Майрой, женой Фаргизой. Ш. Ахмедханов до этого жил в д. Тоштоял Мари-Турекского кантона. Через год переселился Гайфулла, за ним переехали Садыковы, Ахмадиевы, Шагиевы, Сибагатуллины, Натфуллины и другие. Новый починок назвали Гайфуллино по имени второго переселенца. Такое наименование селения было созвучно названию д. Хабибуллино, расположенной в трех километрах от нового починка.

Селение располагалось в одном км от д. Манкинер. Основателей починка особенно привлекла близость леса. Возить лесоматериалы и заготовленные зеленые корма из леса в Тоштоял за 8—10 км по бездорожью было крайне затруднительно.

Починок начал быстро расти. Жители Гайфуллино занимались земледелием, выращивали домашний скот. Несмотря на то, что жили рядом с лесом, охотой не увлекались. Пользовались другими дарами леса: готовили лыко, собирали ягоды, орехи. До военных лет грибы здесь вовсе не употреблялись в пищу. Лишь в войну стали заниматься их заготовкой. Гайфулла Сибагатуллин делал кирпичи, которые обжигал в самодельной печи у оврага. В некоторых домах женщины ткали полотенца, коврики, в трех семьях катали валенки. Мужчины плотничали. В 1936 г. крестьяне заинтересовались пчеловодством. Помогал им в этом житель Манкинера П.А.Ендальцев. Садоводством увлекся Шарафутдин Ахмедханов.

В 1935 г. в деревне было 11 дворов, семьи большие: у Ахмедхановых — 8 членов семьи, Шариповых — 7, Шарафутдиновых — 7, Багаутдиновых — 6, Ахмадеевых — 7. Молодые парни уезжали на заработки, но возвращались, не вернулись лишь четверо братьев Ганиевых.

В 1935 г. жители селения объединились в колхоз, председателем избрали Шарафутдина Ахмедханова. На следующий год колхозники вошли в состав манкинерского колхоза “9 января”. Несколько семей, отказавшихся вступить в колхоз, были высланы или вынуждены были скрытно уехать.

Одним из первых механизаторов в районе в 1936 г. стал Нурмухамат Шарафутдинов, а из женщин — Карима Гайфуллина. Окончил курсы машинистов Самат Шагиев.

Дети учились в Манкинерской школе. В 1937 г. в 1 класс из починка пошли 5 девочек и 1 мальчик, столько детей в одном классе из Гайфуллино никогда не учились. 

Деревня Поле-Кугунур (Олыкыр, Ирчарма Поле-Кугунур, Промеж ключей и Чарма Поля Кугунур)

В 1929 г. жители деревни объединились в колхоз “Кызыл йолдыз” (“Красная звезда”). Председателем колхоза избрали Газиза Аухадеева. В этот период всего бедняцко-середняцких хозяйств в деревне было 99. Сначала вступили в колхоз 9 хозяйств: 1 батрак, 8 бедняков. В 1932 г. председателем стал Мухамадьян Батыршин, в 1933 г. — Файзрахман Закиров. К этому времени колхоз имел 343 га земли, 9 коров, 6 лошадей, 11 голов КРС, 21 овцу, 49 кур, а также 7 плугов, 4 бороны, 1 конную молотилку, 3 сеялки, 5 телег. Дворов в колхозе было 102.

В 1937 г. колхозом руководил Саллям Ялялиев. За хозяйством было закреплено 413,97 га земли, в том числе пашни — 367,14 га, сенокосов — 15,75 га, приусадебных земель для личного пользования колхозников — 21,50 га. Члены колхоза - 215 человек жили в 171 дворе. Колхоз собрал 144,5 т овса (с 90 га), 200,5 т пшеницы (с 24,8 га), 4,9 т ячменя (с 3 га) и картофеля 61,5 т (с 11 га). Членам колхоза было выдано за труд 13,2 т зерна.

Работала в деревне начальная школа.

Деревня Койланур (Койле нур, Тырыш)

9 февраля 1929 г. в деревне организовали Койланурское кооперативное сельскохозяйственное машинное товарищество. В него вошли 19 семей, 2 одиночки. На базе товарищества была образована сельскохозяйственная артель “Тырыш” (в переводе с татарского означает “старательный”). Впоследствии это название укрепилось и за деревней.

В колхоз вступили 16 хозяйств, его председателем был избран Хусаин Сафин, который руководил хозяйством до самой войны. В 1941 г. он ушел на фронт. Его заменил Халим Шакуров, а в 1945—1950 годы руководил хозяйством Ахмат Аухадиев. Впоследствии он переехал в д. Портчара, работал в колхозе “Чулпан”, вырастил внука Мухтара (Михаила), Ахметова который после окончания Параньгинской школы-интерната поступил в Военно-медицинскую академию в г. Ленинграде, что вызывало гордость не только его родственников, но и соседей и знакомых.

По данным 1939 г. в деревне проживало 62 человека, в т.ч. 25 мужчин и 37 женщин.

Деревня Кызыл Яр

2 февраля 1929 г. в д. Кызыл Яр было организовано машинное кооперативное сельскохозяйственное товарищество. В нем числилось 17 семей и один неженатый мужчина. На базе товарищества вскоре сформировался колхоз “Заря”. Его председателем стал Насибулла Салимьянов. Колхоз развивался. Росло поголовье колхозного стада, лошадей.

Благодаря усилиям колхозников, в 1932 г. открылась школа I ступени. Она помещалась в обычном доме. Учителем школы была Масфура Гилязева, а в послевоенные годы — Мадина Габдуллина.

Постепенно увеличивалось и население. Если в 1939 г. в деревне было 80 жителей (28 мужчин и 52 женщины), то к началу 1941 г. - уже 92 человека (18 хозяйств).

Деревня Купай (Порт-Маматово, Партенур Мамат, Портянур, Малютова рода, Маматова рода

В 1931 г. 14 июля единоличные хозяйства деревни объединились в колхоз им. Ворошилова. Председателями колхоза в разные годы работали Ахмет Хузин, Рахим Марданов, Габдулла Галимьянов, Хузя Гараев. Колхоз развивался неплохо: были построены конюшня, коровник для обобществленного скота, затем стали разводить птиц и овец. Численность всего скота доходила до 600 голов. В предвоенные годы колхоз был одним из лучших в районе и занимал передовые места в соревнованиях.

Школа первой ступени в деревне была открыта в 1932 г., заведующей которой являлась Бирктова. Обучение детей велось на татарском языке. В школе в последующие годы работали такие учителя, как Нафиса Аглямова, Хайбрахман Якупов, Хусаин Даминов, Шариф Ильясов, Котдус Иманкулов, Масфура Гилязова, Майшакар Габдрахманова.

25 марта 1938 г. согласно Постановлению Президиума Исполнительного Комитета МАССР мечеть в д. Порт-Маматово по ходатайству Параньгинского райисполкома была закрыта. Сохранившееся здание было передано сначала под начальную школу и клуб, а затем — под склад для хранения зерна.

Деревня Нижняя Алашайка

В 1928 г. за жителями д. Нижняя Алашайка была закреплена земля площадью 1984 га. Через четыре года крестьяне организовали колхоз им. Сталина. Через год 385 работоспособных мужчин и женщин или же 92 крестьянских хозяйства из 223 вошли в состав колхоза. Объединенное хозяйство имело 39 лошадей, 105 голов крупного рогатого скота, 68 коров, одну сенокосилку, одиннадцати рядную сеялку, картофелекопалку, 4 окучника, 5 веялок и сортировок, одну ручную и две конные молотилки, сепаратор. По государственному акту от 30 ноября 1936 г. за колхозом было закреплено 1630,8 га земли.

В 1934 г. в деревне создается колхозный клуб. После закрытия нижнеалашайской деревянной мечети ее здание в 1940 г. приспособили под клуб. На этом месте в 1958 г. было построено новое деревянное здание клуба со зрительным залом и репетиционной комнатой. В Нижней Алашайке работала начальная школа, которая находилась в доме бывшего муллы Мухамматакия Гаффарова. В 1942 г. здесь обучались 50 человек.

Деревня Портчара (Путчара, П=ртчара, Лашманская)

В начале 30-х годов жители деревни объединились в колхоз “Чулпан”. В 1939 г. в деревне числилось 659 человек, в том числе 290 человек мужского и 369 - женского пола.

Развивалась культура сельчан. В начале 30-х годов усилиями приехавшей из Параньги Ф.Ирмашевой открывается школа первой ступени. В 1932 г. после окончания Казанского педучилища сюда был направлен директором школы 17-летний А.М.Сабиров. В 1935 г. школа стала семилетней. В 1933 г. в деревне открыли клуб, зрительный зал которого был рассчитан на 100 человек. Клуб имел патефон, здесь выписывали 3 наименования газет, 4 — журнала. Радиотрансляция в деревне стала вестись с 1938 г. В 40-е годы открывается трахоматозный пункт, который просуществовал до 1963 г.

Починок Поташичи 

Жители вели единоличное хозяйство. С началом коллективизации они объединились со своими наделами земли, сельскохозяйственным инвентарем и тягловой силой в колхоз “Ирыш” (“Достижение”). В 1935 г. он еще сохранял статус самостоятельного хозяйства, но вскоре был объединен с портчаринским колхозом “Чулпан”, так как Поташи и Портчару разъединяла лишь река, через которую был построен деревянный мост.

Деревня Куянково (Куянавыл, Мера\ Сола)

В 1930 г. жители Куянково объединились в колхоз “Кызыл сабан”. Его ядро составляли члены местной партийной ячейки Вали Хакимов, Сафук Салихзянов, Рауф Садыков, Нафиса Юсупова, Халик Галимов и др. Колхоз начинал свою деятельность, имея в наличии 9 лошадей, 30 овец, 12 конных телег. В 1934 г. в деревню прибыл первый трактор. Колхозники усердно работали, получили неплохой урожай.

Около 20 хозяйств деревни, отнесенные к кулачеству I категории, подверглись репрессии. Их имущество, земля, скот были переданы колхозу. После этого и зажиточные середняки добровольно пошли в колхоз. К весне 1931 г. в него вступило уже 160 дворов. В 1936 г. по государственному акту за колхозом было закреплено 1218 га земли. К 1941 г. в колхозе числилось 178 дворов, 727 человек.

Деревня Хасаново (Хасан-починга, Тат-Токсубаево,)

В Хасаново начальная школа была открыта в 30-е годы в здании бывшей мечети. Обучение детей велось на татарском языке.

Деревня Мамайкино (Мамай, Мамайял)

В 1924 году в д. Мамайкино Шиньшинского сельсовета проживали 172 человека, из них — 48 мари, остальные — татары. В 1931 году марийская сторона деревни организовала колхоз "Куат". В 1937 году работала молочно-товарная ферма.
К сведению моя бабушка с этой деревни. Она 1926 года рождения. С ней можно пообщаться в т.ч. и о Сталине и репрессиях о которых она толком и не слышала ничего. Она помнит тяжелое послевоенное время. Так же есть куча родственников с этой деревни, часть живет в Казахстане, переехали в «брежневские времена». Но никто не пострадал от «сталинизма»



В связи с вышеприведенным возникают несколько выводов: 
1) в татарских деревнях люди в подавляющей массе своей не противились коллективизации.
2) в татарских деревнях люди старались не использовать  «систему» в своих корыстных целях, а старались сами решать возникающие разногласия. Никто не отрицает факт репрессий, но это явление не было таким массовым, как нам хотят преподнести.
3) в большей степени татарские деревни в 30-е годы развивались, во многие деревни пришло радио, образование, культурное просвещение, библиотеки, в особо крупных медицина. Развивались ремесла, и различные -водства.
4) 
Либералы грешат(намеренно?) акцентом именно на плохое прошлое которое имело место быть, ибо общество всегда неоднородно и неидеально. И забывают(намеренно?) об успехах сталинской эпохи. Уверен, это неспроста. В спину плюют всегда впереди идущему. СССР в ту эпоху ушло вперед настолько что до сих пор плюют вслед той эпохи.
5) Не связно ли спокойное восприятие коллективизации и идей коммунизма, с исповедованием ислама? Если убрать вопрос веры, то очень много схожего можно обнаружить. Думаю и  шариат построже энкавэдэшной системы будет. Приспособились?


К сведению, моя бабушка с деревни Мамайкино. Она 1926 года рождения. С ней можно пообщаться в т.ч. и о Сталине и о репрессиях, о которых она толком и не слышала ничего, и с удивлением узнала много позже, из газет. Она помнит тяжелое послевоенное время, как много приходилось работать, и как было тяжело деревенскому человеку. Так же есть родственники с этой же деревни, часть живет в Казахстане, переехали в «брежневские времена». Про Ирнур я вообще молчу.
П
острадавших от «сталинизма» в нашей родне ни по материнской линии ни по отцовской не было. И как выяснилось в большинстве татарских деревень.

Так были ли «ужасы»? И почему «правда» шестидесятников имеет право на существование, а реальные факты из жизни моей семьи и родни, часть из которой жива до сих пор подвергается сомнению? И не только моей семьи. Вышеприведенные данные из Госархива РМЭ говорят что жизнь в татарских деревнях в частности в бОльшей степени налаживалась, и репрессии не имели массового явления. 

P.S. деревни других народов не исследовал, так как изучал историю своего народа.

Материалы по теме
Мнение
16 февраля 2016
2
Радик Хабибрахманов
Радик Хабибрахманов
«Ужасы» сталинской эпохи, которых не было
Пост
10 февраля 2016
14
Радик Хабибрахманов
Радик Хабибрахманов
СССР юридически существует
Пост
11 февраля 2016
15
Радик Хабибрахманов
Радик Хабибрахманов
Денонсация преступных Беловежских соглашений
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
19 фев 2016 17:36

Радик, так что не было несправедливых массовых репрессий? И когда в селе 17 семей выселяют, а в другой 28 семей выселяют, а имущество отбирают - это не массовые несправедливости?

Игорь, я специально сделал здесь выборку, с указанием на официальный источник.
Изучал историю татарских деревень в Марий Эл. И наткнулся на такую любопытную статистику, политических жертв в татарских было мало, чтобы говорить о массовости этого явления.
В колхозы в массе своей татары входили добровольно.
И еще, почему вы отказываете в таких фактах нашей истории?
Я везде и всегда говорил, что репрессии это не вина системы. Анонимки не система писала, а люди, обычные люди, где-то алчные, где-то завистливые, где-то мстительные. Люди использовали систему. И в этой связи, на примере деревни моего отца, отлично показано то как люди и предпочитали НЕ использовать систему, а решать все сами. Как итог одна жертва - мулла. Это может быть не есть хорошо, но было так как было. Но было и то что отстояли председателя колхоза!
Хотя по вашей либеральной версии о "кровожадной энкэвэдэ" этого не должно быть априори!
Но как мы знаем, любой идеолог, а им мулла безусловно являлся, это первоочередная мишень абсолютно любого режима. В то время решения принимались так, в более позднее служителей культа стали брать под "колпак".

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ГУЛАГКоренные народыМемориал*Размышления