Путин говорит, что национальной идеей России является патриотизм.
Но национальная идея и патриотизм – понятия совершенно разные, находятся в разных плоскостях. Патриотизм – это чувство. А национальная идея – это идеология, на котором базируется государство, государственный строй. А идеологии бывают: правые или левые, это и консерватизм, и либерализм, национализм, социалистическая, коммунистическая, фашистская, и так далее.
Национальная идея должна отвечать трем условиям, 1. она должна быть одинаково понятна и приемлема для каждого гражданина, будь то олигарх или простой трудяга. 2. она должна быть конкретна в конкретной ситуации и отличается от идей других стран и других периодов истории. 3. ее нельзя искать, искусственно выдумать, как предлагают некоторые, национальная идея должна сама прийти и вписаться в ситуацию.
Патриотизм это любовь к родине. Это понятие бесспорное. Покажите мне человека, который бы сказал, что он антипатриот, такого пожалуй не найти. Все за патриотизм. Но только каждый по-разному его понимает. В гражданскую войну и белые, и красные, все считали себя патриотами, а противников изменниками и предателями. Белые говорили, что большевики призывали к поражению своего правительства, а их лидер якобы брал немецкие деньги. Красные говорили, что белые брали у Запада не только деньги, но и оружие, боеприпасы и обмундирование. Носители разных идеологических ценностей признают патриотизм, но по-разному интерпретируют, с учетом идейных установок, чаще с противоположных.
Громче всех о своей любви к родине кричат представители радикальных консервативных идеологий, в первую очередь фашисты, которые узурпировали слово «патриот», извратили и изгадили ее смысл. Поэтому в сознании многих патриот – синоним слова милитарист. Тот, кто с пеной у рта призывает к войне, даже если война не отвечает национальным интересам страны, чаяниям граждан. Как правило это те, кто в тылу, в тепле и в комфорте.
Кто настоящий патриот Германии, Адольф Гитлер или Конрад Аденауэр? Я считаю, что Аденауэр. Первый кричал о своей любви к Германии, прикрываясь этим лозунгом развязал мировую войну, привел страну к катастрофе, а второй как «пятая колонна" и "национал-предатель" преследовался нацистами, сидел в концлагере, но после войны, став канцлером, обеспечил процветание стране. Не считаю патриотами ни Гитлера, ни Сталина, ни Путина. Для этих тиранов народы, люди – это как пешки в руках шахматистов, можно передвигать по доске, с легкостью жертвовать ради красивой комбинации.
Что является национальной идеей современной России? Чтобы ответить, сначала надо сделать экскурс в историю. Впервые полноценное теоретическое обоснование национальной идеи нашло отражение в начале 16-го века в религиозно-мистической формуле «Москва – Третий Рим», изложенной монахом Филофеем. Ее суть в том, что первый Рим погряз в грехах, второй , Константинополь, пал под ударами турок, остался третий, в понимании Филофея единственный сохранивший истинную веру, что предполагало претензии на исключительную, мессианскую роль России в мире. Православие объявлялось единственно «правильной", а все остальные вне права на существование. Это сыграло свою роль, в средние века была сильна религиозность, поэтому империи могли расширяться только под сенью веры.
В 19-м веке возникла новая национальная идея: «православие, самодержавие, народность». В отличие от экспансионистского «Третьего Рима», новая концепция была направлена вовнутрь, на сохранение империи, предотвращение революции и смуты. В Советском Союзе идеологией стал "пролетарский интернационализм". Империю невозможно было вновь собрать на религиозной идее, набожность народа если не исчезла, то значительно снизилась, религия перестала выполнять мобилизационные, сплачивающие функции. Национальная идеология тоже не годилась, Россия многонациональная страна. Выбрана была для сборки "единой и неделимой" классовая теория, другие не прижились. Но и тот фундамент через 70 лет рассыпался. Государством «рабочих и крестьян" правила партийная номенклатура.
А какая национальная идеология в современной России? В первые постсоветские годы трудно сказать какая, скорее всего гибрид различных представлений. Тем более в Конституции записано: «в России никакая идеология не является государственной и обязательной». Попытки выработать были сделаны в 2000-е годы, стараниями Суркова объявили о «суверенной демократии». Но демократия не идеология, а тип политического режима. Более того, путинская Россия не является демократическим государством. Изобретение Суркова не прижилось.
Социолог Игорь Эйдман считает иначе. В своей книге «Новая национальная идея Путина» по аналогии со знаменитой уваровской триадой он написал; шовинизм, клерикализм, ксенофобия.
По моему мнению, в путинской России государственной идеологией является национализм и идея Великой державы в форме возникшего в ходе войны на Донбассе лозунга – «Русский мир», смысл которого в том, все территории, где живут русские и русскоязычные должны быть Россией (или с Россией). В высших политических кругах все больше и больше говорят об особой роли русского народа в строительстве Российского государства. В Госдуме коммунисты и жириновцы предлагали внести в Конституцию статью об «особой, государствообразующей роли русского народа».
Национальная идея призвана объединять людей, сплачивать народ вокруг власти. Но может и разъединять, если она перестает отвечать интересам общества.
В сегодняшней России два главных понимания патриотизма. Одни люди считают, что патриотизм – это когда мы ведем войны, угрожаем миру ядерным оружием, захватываем новые территории, неважно что плодим себе все новых врагов, неважно что народ беднеет и нищает (зато верхушка обогащается). Другие с этим утверждением не согласны, они считаю, что патриотизм в постиндустриальную эпоху должен отличаться от воинственно-агрессивного квасного патриотизма, больше являющегося милитаризмом. И должен заключаться в развитии экономики, благополучии общества, создании правового государства, в гарантиях прав и свобод… Только такой патриотизм живуч.
Тот, который существовал в СССР привел к его распаду. Патриотизм только тогда устойчив, когда соединен с эффективной идеологией и политической системой, отвечающей интересам народов. Ведь сколько лет пропаганда трубила о «советском патриотизме», но где он был, когда распадалась гигантская держава с потрясающей историей, победившая фашизм, обладающая мощнейшим ядерным оружием, имеющая горы боеприпасов, и это государство распалось в одночасье, где был этот патриотизм?
Не было, потому что государство было «приватизировано» партийной номенклатурой, оно считалось ее личной собственностью. А народ был пассивен и лишен возможности на свое мнение. Поэтому в декабре 91-го никто не вышел защищать умирающую империю. Мало отличается от советского «патриотизма" его путинская версия. Патриотизм в понимании нынешних хозяев Кремля – покорность народа власти, одобрямс любых решений верхов, будь то поддержка военных авантюр, или готовность терпеть ухудшение материального положения, роста цен, падения доходов ради непонятно каких целей. Это отказ от участия в протестных акциях, либо участие только в санкционированных властью, против Запада и «внутреннего врага". Это смирение с социальным неравенством, когда простые люди беднеют, а верхи обогащаются. Наверное, так следует понимать патриотизм по-путински.
В заключение хочу привести спор двух политиков. Один говорит, что несчастна страна, у которой нет героев. Другой отвечает, несчастна страна, которой понадобились эти герои. Кто из них прав?
Я же считаю, прав второй. Задача политиков, государственных лидеров – не допустить экстремальной ситуации, когда приходится жертвовать своими жизнями миллионам. Вся история России и СССР тому доказательство. Провалы власти, плодившей из-за неумелых действий врагов, исправляли за счет народа. Талантливый политик врагов превращает в друзей, а бездарный друзей – во врагов. Путин успел уже и Украину сделать врагом, и с Турцией поссориться. Этот правитель бездарный.
Эксплуатировать идею патриотизма бесконечно нельзя. Да, в первое время энтузиазм высок, он сохраняется какое-то время, но он иссякает, народ устает от вечного нахождения в «осажденной крепости", наступает апатия и отторжение. СССР был той самой «крепостью». Потому что там действовали по принципу, народ для государства, а не государство для народа.
А по-моему национальной идеей должна стать деидеологизация. Не должно быть идеологических шор на глазах у людей. Каждый из своего положения должен наиболее полноценно осознавать собственную реальность и искать свои пути именно в ней. Так и только так может развиваться и личность, и общество.
Вася, полагаю, что очень здраво и расссудительно. Причем, что особенно важно, рассуждения оценочные, а не в утвердительной форме повествовательного наклонения.
В заключение хочу привести спор двух политиков. Один говорит, что несчастна страна, у которой нет героев. Другой отвечает, несчастна страна, которой понадобились эти герои. Кто из них прав?
Это не разговор двух политиков, это вольный пересказ важнейшего эпизода "Жизни Галилея" Брехта. После отречения ученик Галилея Андреа кричит ему: "Несчастна та страна, в которой нет героев". На это Галилей отвечает: "Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях".
Можно вспомнить и Жванецкого: "Героизм одних - это преступление других". В Щукинском училище наш педагог фронтовик Паламишев говорил нам: фильмы и спектакли о героях нужны обы
вателям, которые сидят в мягких удобных креслах и указывают, что вот так надо поступать.
А вообще, напрашивается любопытная параллель. Гайзер и Чернов объявили 2015 год в Коми Годом патриотизма. И именно в этот год их и арестовали. Путин объявил патриотизм национальной идеей. И что теперь будет с ним?
Как тут не вспомнить Салтыкова-Щедрина: "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли... " !