В конце 2015г. кировское издательство «Веси» выпустило новую книгу историка-краеведа С.П.Серкина «Академик И.А.Повышев. Этапы жизненного пути». Документально-биографическое повествование посвящено учёному и изобретателю, специалисту в области металловедения, атомщику, создававшему новые высокопрочные стали и сплавы для космических ракет, военных кораблей, атомных электростанций. Подарочное, богато иллюстрированное издание – на первый взгляд, ничего необычного, оно могло бы пополнить чью-то коллекцию книг качественной полиграфии. Но когда я открыл первую страницу, начал читать, то уже не мог оторваться. А ведь сколько осилено этих биографий, зачастую изложенных сухо, нудно, скучно!.. Сергею Серкину же удался рассказ лёгкий, увлекательный и проникновенный. Наверное, во многом благодаря многолетнему личному знакомству с Игорем Анатольевичем и глубочайшему уважению, которое он испытывал к личности выдающегося земляка, ставшего ему другом.
Автор сумел избежать нередкой для таких работ слащавости и лакировки. Он честен и не скрывает неоднозначных фактов.
Игорь Повышев родился в семье, чьи отношения с советской властью складывались непросто. Его дед был лишён избирательных прав ещё в 1920-е годы, а в начале 30-х Повышевы были раскулачены в Слободском уезде и на несколько лет высланы в Сибирь, в Кемерово. После возвращения на малую родину в 1936г. отца арестовали, обвинив в клевете и анекдотах про руководящую партию, но вскоре отпустили. С беременной супругой и годовалым сыном он пытался устроиться в Кемерово, однако спастись не получилось - карающий меч НКВД настиг его уже через год. Анатолия Повышева арестовали по обвинению в шпионской деятельности в пользу Японии и приговорили к расстрелу. Позднее мать создала новую семью, которая уехала в дальние края, а Игорь воспитывался в Слободском бабушкой.
Историю своего происхождения Игорю приходилось скрывать. В анкетах он писал, что не помнит своих родителей. Юноша активно занимался лыжами и лёгкой атлетикой, достигая всё новых высот, наконец, выполнив нормативы мастера спорта. Будучи фрезеровщиком на литейно-механическом заводе, являлся ударником производства, возглавил комсомольскую организацию предприятия… Когда в 1960г. рассматривалось его заявление о приеме кандидатом в члены КПСС, он должен был вслух повторить, что не помнит родителей и ничего не знает об их судьбе.
За успехи в трудовой деятельности, администрация завода, испытывавшая потребность в инженерно-технических кадрах, направила Повышева на учёбу в Ленинградский политехнический институт. Но обратно Игорь не вернётся, и этот его поступок долго будет восприниматься на предприятии, как своего рода «предательство». После окончания вуза он устроился на работу в один из наиболее секретных научно-исследовательских институтов страны «Прометей», который занимался вопросами материаловедения. Здесь И.А.Повышев проработает 47 лет, до конца жизни.
Не слишком ладилась семейная жизнь Игоря Анатольевича: один развод, потом другой. Сестра Маргарита Анатольевна, режиссёр театра в Воронежской области, пишет: «Был Игорь одинок, не с кем поговорить, посоветоваться, поделиться своими личными проблемами… О себе мало рассказывал, много говорил о внуках… Очень жалко, личная жизнь его не сложилась…». Настолько мало рассказывал, что лишь в начале 2000-х родственники из случайно попавшей к ним в руки публикации узнали, что он – обладатель множества наград и регалий, академик и доктор наук. Ничего не знали о нём и на Вятке. Сорок пять лет он не был на родине, не смог приехать ни тётке в Вахруши, ни на похороны бабушки.
Я привожу эти эпизоды из книги, чтобы пояснить – Серкин не пишет икону. За его строками живой человек со свойственными человеку переживаниями, ошибками, не всегда красивыми и порою вовсе некрасивыми поступками… Однако этот человек – глыба! И от того, что это не забронзовевшая статуя, а реальные душа и сердце, свет его неординарности и величия только ярче. Знакомясь с биографией, взглядами Игоря Анатольевича Повышева, передо мной сразу возникли образы советских учёных, воплощённые в кинематографе. Прежде всего, ядерщик Гусев, чья роль была блистательно исполнена Алексеем Баталовым в картине М.Ромма «Девять дней одного года». Формально там присутствует любовный треугольник, однако романтическая тема уходит далеко на второй план. И дружба и любовь — всё легло на алтарь науки во имя прогресса. С позиций сегодняшнего дня мне казалось, что тогда была снята практически сказка. Но в 1962 её смотрел студент Повышев (не мог не смотреть лучший фильм года), и он вбирал, и такие, как он, впитывали в себя идеи беззаветного служения науке, а потом воплощали собой в действительности фантастический и страстный «мир физиков». Или «Укрощение огня» - фильм, главный персонаж которого учёный Башкирцев (роль Кирилла Лаврова) жертвует всем – временем, любовью, любыми интересами помимо работы – ради ракетостроения, ради своего призвания во благо Родины. Это сейчас мы знаем, что прототипом героя был легендарный Королёв. А после прочтения книги о Повышеве я убеждён, что прототипом Гусева и Башкирцева был и наш слободской академик, судьба которого аналогична, та же преданность и жертвенность на алтарь науки. «В России есть много имён её замечательных сыновей-учёных, которые известны лишь узкому кругу специалистов. Это объясняется, в основном, закрытостью тех вопросов, которыми они занимались. Причиной является и недостаточное, несоразмерное вкладу в судьбу Родины внимание общественности к деятелям из мира науки и техники. Мы в долгу перед памятью о многих из них» (А.С.Завьялов, первый директор Броневого института, преемником которого является ЦНИИ МК «Прометей»).
Кто-то из мудрых заметил: «Время милосердно, оно всегда возвращает нас к тем, кто дорог». В 2005г. И.А.Повышев прибыл на празднование 500-летия города Слободского. С этого момента наступила новая веха в его жизни, неразрывно связанная с нашим любимым городом, его культурными центрами и интеллигенцией. Он уже был членом Российской и Международной инженерных академий, Российской академии естественных наук, золотым медалистом Всемирного салона изобретений, научных исследований и промышленных инноваций, а стал с удовольствием бродить по Слободскому и окрестностям, где автор книги знакомил его с историей слободской земли. Игорь Анатольевич обустраивал ключ у д.Верхние Кропачи, опекал музейно-выставочный центр, на юбилей родной 7-й школы выделил 25 тыс.руб. личных средств для оборудования школьного музея и далее её всегда навещал, вступил в клуб местных библиофилов, способствовал возрождению Христорождественского монастыря… Все знакомые говорят одно: скромный, внимательный энергичный человек, радовавшийся успехам других, радовавшийся возможности помочь.
…Прекрасно, что выходят такие книги. Книги о людях, прославивших Вятский край талантом, трудом, самопожертвованием. Книги авторов, любящих свою землю и её историю. Вот только тираж – всего 100 экземпляров. С одной стороны, сразу библиографическая редкость. С другой стороны, не помешало бы книгу прочитать молодым людям всех кировских школ – очень помогает научиться отделять зёрна от плевел.
Игорь, а вы знаете, что прототипами некоторых героев "Иду на грозу" Гранина были профессор Милин - преподаватель Кировского педа, Борис Ильич Краснов, первый ректор политеха, физик по образованию, лётчик по первой специальности, Анатолий Митрофанович Изергин, тоже педовский преподаватель. Лаборатория атмосферного электричества существовала в педе где-то до начала восьмидесятых.
Нет, не знал, Альбина. Вот пять лет в "педе" учился, а мимо прошло. И вообще, в 90-е говорили ли об этом, вспоминали? Не знаю. А ведь это крупицы, что поднимают нас над серыми буднями.