Член-сотрудник журнала "Известия Общества археологии, истории и этнографии" К. С. Рябинский в статье "Ардинский приход Козьмодемьянского уезда" пишет:
"Существует предание о двух бывших и давно исчезнувших селениях (Ардинского прихода. - К.С.); одно было за околотком Шачиковым к Ермучашам, около озера, которое теперь стало болотом; селение называлось Акта-Яль. (...) Акта-Яль состояло из 48 дворов и исчезло вследствие того, что в нём был мор; перемёрли все, за исключением 4-х человек, которые и бежали из селения нагишом..."
Вопрос: а почему они голые-то бежали?
Рябинский, К. С. Ардинский приход Козьмодемьянского уезда / К. С. Рябинский // ИОАИЭ. - 1900. - Т. XVI, вып. 2. - С. 176-212.
Комментарии (16)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Наверно, что бы ничего с собой заразного не забрать. То-есть не забрать с собой болезни.
Я тоже так подумал. Но! Дело в том, что это мы сейчас понимаем, что вещи могут быть заразными. В старину мор воспринимался как наказанье божье, месть обиженных покойников, происки кереметя, т.е. не увязывался с возможностью "заразиться". А вот покойницкой одежды, действительно, старались не касаться, но не из боязни заразы в нашем современном понимании, а по "магическим" соображениям: чтоб покойник потом не пришёл и не увёл за собой.
Не надо воспринимать предков как дикарей ничего не понимающих. У них всего лишь было немного иное мировозрение.
То что, существовала зараза передающая с одеждой и предметами они знали , логика и наблюдения помогали. Не знали только как она выглядит, потому что микроскопов небыло.
Для удобства понимания, это знание передавалось, как что-то невидимое или потусторонее. Но смысл был тот же .
Зырянину. Совершенно согласен с вами.
Маленький пример не верного понимания.
Например в скандинавских сагах есть такое повествование , что у БИАРМов была мазь, которая делала человека не видимым.
А у зырян для того, чтобы охотнику быть невидимым, существовал ритуал перед охотой мыться в бане, одевать чистое а при заходе в лес обмазывать обувь мазью- смесь мышиных какашек с травами. )))
Вот и вся невидимность. )))
Забавно.
Это все о чем?!
Это просто заметки на полях. О марийцах, их истории, мифологии. Вам можно не читать.
А Вам можно не писать.
Что затих? Рабочий день кончился?
111. Поговорить не с кем?
Отнюдь.
Вот и "чистокровная " крыса появилась, которому не по душе рассказы "о мышиных какашках" у коми-народа. К сожалению, таких крыс в России расплодилось очень много, и они грызут основание нашего общего дома.111, если ты такой герой со свастикой, так езжай тогда хоть в Донбасс, хоть в ИГИЛ и воюй там, а не ломись сюда к мирным людям.К.С.,продолжай, у тебя есть ещё сторонники. Финно-угорскую тематику можно ведь считать ещё и прикосновением к истокам для той части русских, которые не считают себя мифическими"чистокровными славяно-венедо-поляками" и не больны шовинизмом.
анониму. А что, 111 - известная личность? :)
Привет в гостях у сказки . Гиперборейцы с волшебной мазью -))))))
Гиперборея рулит.