Барометр-путиноид
Илья Мильштейн, 23.10.2015
Из журнала «Грани».
Никогда такого не было, и вот опять: у Путина вырос рейтинг. До рекордных 89,9%. То есть девять из десяти россиян одобряют деятельность своего президента.
Конечно, можно сделать поправку на ВЦИОМ - один из самых путинолюбивых центров изучения общественного мнения. Можно предположить, что трое из десяти отвечают как положено, а не как они сами думают. Притом что сами они про Путина вообще ничего не думают, поскольку хватает иных забот. Можно наконец вспомнить про рейтинги Чаушеску, Саддама, Каддафи, теоретически очень высокие, которые оказались неточными. На практике они не подтвердились.
Однако скептику легко возразить. Во-первых, высокий уровень доверия к президенту регистрируют все социологические службы. Во-вторых, если человек про Путина не думает, это значит, что Путин его устраивает. Что же касается указанных выше национальных лидеров, то двое из них были свергнуты при активной помощи извне, а главный румынский коммунист сильно надоел главному советскому коммунисту. Проблемы, с которыми столкнулись казненные президенты, Владимиру Владимировичу неведомы.
Короче, это довольно честные цифры. Цифры, которые уточняются постоянно - и нередко в пользу президента РФ. Так, в конце сентября против прямой военной поддержки Сирии были настроены, согласно опросам "Левада-центра", 69% россиян, а три недели спустя, в разгар бомбардировок, как мы видим, девять из десяти соотечественников одобряют Путина. Вместе с бомбардировками. К слову, для четверти опрошенных ВЦИОМом карнавальное вмешательство России в сирийские дела стало главным событием минувших дней. Они голосуют осознанно.
Объяснить происходящее непросто.
Есть некий общий ответ, сформулированный поэтом: Россия после Крыма свихнулась сразу вся. Ответ, пожалуй, правильный, но порождающий новые вопросы. Как такое могло случиться? Почему болезнь затронула подавляющее большинство граждан? Имеются ли средства для излечения тех, кого принято называть путиноидами?
Последний вопрос самый легкий: излечит время. Другие слишком трудны и мучительны, чтобы прояснить их в рамках короткого текста. Наметим лишь отдельные тезисы.
Постсоветский российский человек оказался сложней и, по-видимому, гораздо хуже советского. Он утратил глупую доверчивость строителя коммунизма, почувствовал вкус денег, вырвался за границу и оценил успехи цивилизации, но по сути своей остался человеком подневольным. То есть покорным начальству, если это начальство произносит правильные, как представляется народу, слова. Еще он обнаружил, что на много десятилетий отстал от цивилизации, и это его обидело. Постсоветский российский человек поглядел на мир, который, как ему объяснили, наполовину принадлежал ему, а теперь вырвался на волю и побежал куда-то вслед за Америкой, и этот мир нашему человеку не понравился. Постсоветскому российскому человеку захотелось взять реванш за поражение, которое он потерпел в холодной войне.
Еще он утратил смысл жизни, который, как ему опять-таки объяснили, заключался в том, что он жил и умирал за идею. Раньше за веру, царя и отечество, позже на стройках зрелого социализма, включая лагеря, а потом пришел Горбачев и учинил крупнейшую геополитическую катастрофу: отнял у человека веру и выгнал из концлагеря. Поняв это, гражданин свободной России проклял всех реформаторов и затосковал по империи.
Путин нажал сразу на все эти кнопки, которые хочется назвать имперскими зонами. С бывшим бесправным и нищим крепостным он поделился халявными нефтедолларами. Бывшего покорителя Кавказа и разных прочих чехов напугал и осчастливил победоносной войной: чеченской, грузинской, украинской, сирийской. Да, и подарил Крым, и поманил Дамаском. Бывшему рабу, не утратившему холопских навыков, он велел подниматься с колен. Бывшему советскому человеку вернул смысл жизни, которая вся, на протяжении веков, оказалась героической.
Так что и царям нашлось почетное место в этом пантеоне, и цареубийцам, и князь Владимир побратался с Дзержинским, и Сталин, как недавно выяснилось, был глубоко верующим человеком, и замученные при нем священники явились патриотами. Все они, как раскопали в Минкульте, делали одно очень нужное дело. Цари и чекисты, генсеки и жандармы, православные и безбожники, они строили в России сильное государство, без которого досоветскому, советскому и постсоветскому человеку дня не прожить.
Путин увенчал пирамиду. Построенный при нем капитализм, который враги называют гэбешным, соединил вещи вроде несоединимые. Но они соединились намертво, зубами не отдерешь. Истинная вера, хоть в православного бога, хоть в магометанского, гармонично сплелась с нарушением всех заповедей, божеских и человеческих. Можно сотворять кумиров, убивать, воровать, лжесвидетельствовать, подтираться договорами... все можно, поскольку герои. Можно, к примеру, ввести войска и соврать, не краснея, что не вводил, а после, подмигнув, сознаться. Украсть миллиарды и годами, выпучивая глаза и скупо жестикулируя, рассуждать о духовности. Людям это не то чтобы сильно нравится, но люди это в целом понимают. Люди этому направлению общественной мысли сочувствуют.
Ибо постсоветский российский человек, поглощенный своими детскими обидами, воспитанный на победоносных войнах, - он бы и сам и соврал, и украл, и поучил бы американцев доброте и любви к ближнему, и прикупил бы себе "Челси", если бы руками дотянулся. Увы, удача улыбается не всем, и тот, кого принято называть путиноидом, поневоле радуется чужим победам, которые, впрочем, одержаны при его активной поддержке. В той же Сирии, допустим, или на Украине, где нет и не было российских войск. Он еще ценит юмор, постсоветский российский человек, да и сам рассмешит кого хочет. Нечувствительный к чужим страданиям и сосредоточенный на своих, он готов проклинать вчерашних братьев и прощать грабителей и убийц, если ему скажут, что зато они патриоты.
Особенно если они начальство и социолог спрашивает в лоб: одобряешь или не одобряешь.
Оттого здесь, кстати, и не идут за Навальным, более или менее признавая его правоту в борьбе с коррупцией. Он восхищает смелостью, но Путин, при ближайшем рассмотрении, оказывается еще храбрее. Сегодня он воюет с целым миром, и эта схватка увлекает миллионы россиян, и сей vox populi звучит очень громко. Да и неудивительно: девять из десяти кричат, что они за Путина, и если вчера еще не вполне понимали, что мы забыли в Сирии, то теперь поняли. Им это хорошо объяснили, и не надо про геббельсовскую пропаганду, ведь Геббельс рождается не каждый день, а только в нужное время и в нужном месте. В том месте, где человеку говорят все, что он желает услышать, где его закошмаривают и прославляют, где ему дарят мечту и тут же претворяют в жизнь и смерть, и он, дорогой наш человек, расчеловечивается яростно, радостно, ежедневно.
Народ и хозяин
Пара фраз (в блоге Пара фраз) 23.10.2015
Он ездил по стране, вникал, познавал, он учился. Картинка из жизни: 2003 или 2004 год. Путин в поездке, где-то в регионах, встречается с людьми. Вышел из толпы какой-то человек, руку ему пожал и говорит вдруг: "Молодой ты наш хозяин..." Такое вроде уничижительное, по нынешним представлениям, слово: ах, он хозяин, а мы холопы, что ли?! Но тот человек другой смысл вкладывал - исконный, православный. "Хозяин" - значит, ты за нас отвечаешь. И мы тебе верим.
Никита Михалков, кинематографист
Теперь пора точку ставить. Поднимаю дубину:
- На колени, сиволапые!
В такие мгновенья все сразу видно. Ой, как видно хорошо человека русского! Лица, лица оторопевшей челяди. Простые русские лица. Люблю я смотреть на них в такие мгновенья, в момент истины. Сейчас они - зеркало. В котором отражаемся мы. И солнышко зимнее.
Слава Богу, не замутнилось зеркало сие, не потемнело от времени.
Падает челядь на колени.
Владимир Сорокин. "День опричника"