Публикации последних опросов общественного мнения несколько переиначили старинную русскую поговорку: если вы хотите, чтобы у вас были большие выразительные глаза, то тужьтесь… или взгляните на показатели рейтинга российского президента. Развитая в наших пенатах страсть к гигантомании теперь получает щедрую подпитку от ВЦИОМ, словно «ножка Буша», уколотая гормонами. Так означенные 90% - это предел, или будет штурм ещё никому не покорявшейся высоты? Судя по пенсионной реформе, инфляции, уровню жизни – рейтинг пойдёт на мировой рекорд. В такой ситуации предлагаю рассмотреть достижения основных наших соперников в борьбе за первенство.
Референдум о доверии Пиночету в 1978г., уже после концлагерей для политзаключённых, дал лидеру Правительственной хунты Чили всего-навсего 75%-ю поддержку. Тогда обозреватели назвали это крупной политической победой. Но когда-то и Томас Бёрк пробежал стометровку за 12 секунд, установив высшее достижение на планете. Сегодня же такая скорость не позволит пробиться в призёры и женского забега национального чемпионата. Поэтому Пиночет – аутсайдер, в полном ауте и упомянут вовсе не к месту.
Эмамоли Рахмон, бессменный победитель всех президентских выборов в Таджикистане, также заметно отстал. Он действующий опытный боец, его наивысшие 80% были достигнуты в 2006г. На протяжении карьеры он прославился мерами, направленными на усовершенствование конституции в интересах таджикского народа: увеличивался срок президентских полномочий, менялась схема подсчета сроков, отменялись возрастные ограничения для президента. Приёмы экстра-класса, но ведь они есть и в арсенале нашего руководящего тандема, который овладел ими столь же блестяще, как славный борец-олимпионик Карелин методикой контрактивных действий от бросков прогибом.
Фердинанд Маркос – филиппинский диктатор, выигравший восемь выборов подряд и достигший своего наилучшего результата в 88% в 1981г., превзойти его уже не сумеет, и ему можно помахать ручкой. Спустя пять лет после грандиозной, ошеломительной победы он вынужден был бежать из страны, и еще через три года умер на Гавайях, оставив, как поётся, только карточку свою. Ветреность филиппинцев общеизвестна, но, впрочем, не уникальна. Достаточно вспомнить печальную судьбу Рэя Райса, выдающейся «звезды» американского футбола, изгнанного из «Балтимор Рэйвес» за избиение невесты. А ведь бил, значит, любил, и вот нате вам – такая несправедливость.
Итак, Пиночет, Рахмон и Маркос уже оставлены позади. Далее о тех, кто пока впереди.
Туркменбаши Сапармурат Ниязов ещё в далёком 1992г. показал один из самых высоких рейтингов в истории человечества. Тогда на безальтернативных выборах он набрал 99,5% голосов, вскоре после чего его президентство совершенно логично и обоснованно стало пожизненным. Согласно данным светил мировой психиатрии в обществе есть около 20% людей, страдающих теми или иными формами психических расстройств. Поэтому итог Рахмона, к примеру, легко объясним – не голосовать за великого человека могут граждане с «поехавшей» крышей. А вот когда в пользу правителя высказывается даже абсолютное большинство пациентов в смирительных рубашках – это высший пилотаж. Это 149:0, подобно знаменитому матчу в футбольном кубке Мадагаскара, в котором проигравшая команда с невероятной лихостью забивала мячи в собственные ворота. «Да отсохнет рука моя… Да отнимется язык мой… В час измены Родине, Сапармурату Великому… да прервётся дыханье моё…», - ежедневно перед началом занятий произносили школьники клятву верности. Произнесём и мы вслед за ними, во славу величайшего и бесподобного рейтинга.
Однако даже неофициальный запрет интернета не помог туркменбаши повторить чудо, явленное на родине пигмеев в Камеруне. Тамошний политический гений Поль Бийя в 1984г. набрал без малого почти 100% голосов. О рывке жемчужины Чёрной Африки, совершённом в правление Бийи, говорит хотя бы тот факт, что по уровню ВВП на душу населения Камерун сейчас занимает 180-е место в мире. Кроме того, Камерун успешно противостоит тлетворному влиянию Запада. В частности, медицину здесь патриотично представляют народные целители, а потому нет надобности в медицинском обслуживании за пределами крупных городов. Вследствие этого развиваются самобытные национальные заболевания: малярия, сонная болезнь, шистосомоз, лейшманиоз, лихорадка денге.
Наконец, первое место нашего рейтинга - правитель Жан Бедель Бокасса. Он пользовался столь бешеной поддержкой, что, подобно Наполеону, был из пожизненного диктатора республики провозглашён императором Центральноафриканской империи. Его коронация стоила стране почти половину государственного бюджета, и он сразу продемонстрировал жёсткую руку, установив в стране строгий порядок. Казнённых политических противников Бокасса хранил в большом императорском холодильнике и постепенно съедал. Ворам за два правонарушения отрубали ухо, а за третье – руку. Питая слабость к парадам, император издал указ, чтобы школьники являлись на занятия в единой дорогостоящей униформе. Если его нищие подданные не могли выполнить новый указ, то презревших закон школьников сажали в тюремные камеры и убивали. Таков был великий император, таков был суровый закон. Свергли законного правителя Бокассу французы, дико вмешавшиеся в суверенные дела Центральноафриканской империи.
Как видим, главные соперники в погоне за рейтингом представляют Африку, Азию, Латинскую Америку и отошли уже в мир иной. В Европе и США России равных просто нет.
Европейские политики показывали всегда смешные цифры. Например, христианско-демократическая партия, при премьер-министрах которой (де Гаспери, А.Сеньи, Моро) состоялось итальянское «экономическое чудо», получала на выборах в парламент от 35 до 48% голосов. Христианско-демократическому союзу во главе с Аденаэуром и Эрхардом, восстановившим мощь разрушенной после Второй мировой войны Германии, население доверяло того меньше – от 25 до 38%, словно из жалости.
В США наилучшего результата добился Ф.Рузвельт, набравший на выборах 1936г. какие-то невзрачные 60%. Тем более в тепличных условиях, когда Верховный суд отменил более десятка законов из его «нового курса», когда от него отвернулись Торговая палата, Национальная ассоциация промышленников, Американская ассоциация банкиров, когда против Рузвельта выступали более 85% газет.
Такие неавторитетные и слабые политики никакого уважения, конечно, не вызывают.