Война за уничтожение
Илья Мильштейн, 28.09.2015
Из журнала «Грани».
Энтео отпустили. Против Энтео возбуждено дело по факту погрома. Прокуратура отказалась признать Энтео погромщиком. Двое подельников Энтео оштрафованы за мелкое хулиганство. Третьего подельника Энтео посадили на пять суток. Энтео арестован на десять суток по той же статье. Полиция вновь обвиняет Энтео, теперь по статье 243 УК.
Новости, посвященные самому раскрученному из наших погромщиков, весьма противоречивы, но по сути своей понятны. Речь идет о сложнейшем юридическом казусе, в котором пытаются разобраться истинные профессионалы - в прокуратуре, в полиции, в судах. А дело настолько запутанное, что необходимо вникнуть во все его тонкости, и вот вам еще одна новость: к проверке подключился Следственный комитет. Следователи исследуют работы Вадима Сидура "на предмет наличия" в них "признаков унижения человека либо группы лиц по признакам отношения к религии".
А это, согласитесь, очень важный вопрос: можно разглядеть в этих произведениях предмет наличия признаков по признакам отношения или нельзя? Если признаков не найдут, тогда многократно упомянутый выше Энтео, пожалуй, вандал и наказан правильно. Тогда и статья 243 УК, карающая за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, вполне сгодится для рассмотрения еще одного дела в суде. Однако же признаки могут и найтись. Если вдруг выяснится, что работы Вадима Сидура вот именно что унижают человека, а то и группу лиц, то, сами понимаете, поступок оскорбленного верующего и его боевых товарищей предстанет в ином свете.
Тут роли могут поменяться, и явные вроде погромщики обернутся, ударившись оземь, людьми, обиженными не только Богом, но и безбожниками. Напротив, культурные с виду люди, организаторы многочисленных выставок, включая и выставку Сидура в Манеже, окажутся кощунниками наподобие Pussy Riot, и судьи с прокурорами, осудившие разъяренных активистов, могут быть приравнены к тем безумцам из Южно-Сахалинского горсуда, которые посягнули на Коран. Запросто, причем в рамках закона, беспощадного к любым проявлениям позорного безверия с признаками святотатства.
Правда, возникает в связи с вышеизложенным и еще одна пустяковая вроде проблема, которую, однако, не так-то просто решить. Известно же, что работы Вадима Сидура, в том числе и порушенные неравнодушными гражданами, признаны объектами культурного наследия, то есть достоянием Российского государства. Это, говоря языком полицейского протокола, госимущество, и надо разобраться: то ли группа погромщиков, уничтожая объекты, нападает на Россию, то ли, наоборот, государственные учреждения наши переполнены всякой скверной, которая не может не оскорблять чувства верующих. Недаром же руководители музеев такразволновались после инцидента в Манеже; ко всем этим людям и к их так называемому имуществу следует присмотреться. Чем сейчас и займется, наверное, Следственный комитет. Сперва Сидура проверит, а там постепенно и до Эрмитажа руки дойдут. Лиха беда начало.
Хотя тут могут неожиданно столкнуться две правды, закрепленные в разных статьях Уголовного кодекса. В той, что наказывает за вандализм, и в той, где прописаны двушечки всяким богохульникам и прочим агностикам. Так что в связи с этим конфликтом нельзя не вспомнить совет мудрого пастыря, протоиерея Чаплина, главы синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества. "Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости, - указал протоирей. - Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки". Иными словами, он предложил пересажать всех - и Дмитрия Энтео, и устроителей выставки. Нехорошо, дескать, ломать чужие вещи, но и экспонировать их, не опросив предварительно церковь, Следственный комитет, армию, ФСБ, ФСО, МЧС, Энтео и провоцируя впечатлительных погромщиков, тоже ой как нехорошо.
Не исключено, что такого рода решение, которое хочется назвать соломоновым, и примут силовые наши органы, всесторонне рассмотрев дело. Эксперты, призванные СК РФ, обнаружат в трудах Вадима Сидура что-нибудь подпадающее под признаки. Но и распаленных православных тоже не амнистируют, поскольку в цивилизованном государстве, каким несомненно является Россия, подобного рода самодеятельность не должна поощряться. Ибо, в конце концов, кому быть живым и хвалимым, кто должен быть мертв и хулим, определяет высшее начальство, и нет в мире невиноватых кроме него.
И новости из жизни Дмитрия Энтео, глубоко верующего гопника и страдальца, мы будем узнавать часто. Гораздо чаще, нежели сведения о новых выставках, новых фильмах, новых спектаклях, новых книгах. К тому же эти новости будут вызывать теперь уже устойчивую тревогу: а надо ли туда ходить, а не содержится ли в них, в этих инсталляциях, скульптурах, картинах чего-нибудь кощунственного, и не явится ли туда с инспекторской проверкой знаменитый Энтео. Отсидевший за старое, но не сломленный, а еще более униженный и оскорбленный. Сокрушающий все на своем пути, как велят ему совесть и кураторы из той башни, где вербуют самых отмороженных. Готовых и в узилище ненадолго сходить, лишь бы поломать что-нибудь дорогостоящее, плюнуть в душу изумленным зрителям и прославиться.
Вот с этих безымянных кураторов главный спрос, но про них мы ничего не узнаем, листая новостные сводки. Про них знать не положено, а можно только догадываться, не рискуя ошибиться. Ведь наши кураторы - скромные люди, и признаков унижения человека, либо группы лиц, либо целой страны в их действиях не разглядит никакой Бастрыкин.
Нет, я не гангстер
Пара фраз (в блоге Пара фраз) 28.09.2015
Есть нечто, что объединяет меня и других граждан России. У нас есть нечто общее, что нас объединяет, - любовь к Родине... Не может быть никакой демократии без соблюдения закона, и все должны его соблюдать - это самое главное и основное, о чем мы все должны помнить, о чем никто не должен забывать... Как я могу быть гангстером, когда я работал в КГБ? Это совершенно не соответствует действительности.
Владимир Путин, президент России
Видок... именует себя патриотом, коренным французом (un bon français), как будто Видок может иметь какое-нибудь отечество! Он уверяет, что служил в военной службе, и как ему не только дозволено, но и предписано всячески переодеваться, то и щеголяет орденом Почетного Легиона... Он с удивительной важностию толкует о хорошем обществе, как будто вход в оное может ему быть дозволен...
Александр Пушкин. "О записках Видока"